Чулышманские ледопады (р.Чулышман, Горный Алтай)

Чулышманские ледопады (р.Чулышман, Горный Алтай)

Сообщение climbman » 26 янв 2011, 18:43

информация от В.Шумилова на М_Ру. По ссылке.

Рекомендации:
- наиболее благоприятное время для прохождения водопадов вторая половина февраля начало марта
- быть готовыми к ночлегу в палатках (желательно с печкой)
- в долине не везде есть дрова, поэтому желательно иметь газовые или бензиновые горелки
- для спокойствия и безопасности желательно иметь авторитетных местных проводников, которые с удовольствием будут ловить хариуса около базового лагеря.
f_2.jpg

f_5.jpg

f_3.jpg
Аватара пользователя
climbman
Абскакал
 
Сообщения: 6976
Зарегистрирован: 26 окт 2009, 12:49
Откуда: Томск, Арба-ТФА-ПСС.

фото недельной давности

Сообщение climbman » 13 мар 2011, 09:18

Ездили новосибирцы на крузаке. Спустились с перевала без каких-либо проблем. Сделаны все фотографии скорее всего из автомобиля при движении по дороге. Никаких комментариев по фото пока нет.
1.JPG
9.JPG
2.JPG
10.JPG
8.JPG

7.JPG

6.JPG

5.JPG

4.JPG

3.JPG
Квантуюсь.
Work less, climb more...
Аватара пользователя
climbman
Абскакал
 
Сообщения: 6976
Зарегистрирован: 26 окт 2009, 12:49
Откуда: Томск, Арба-ТФА-ПСС.

Поездка на Кату-Ярык на автомобилях, не предназначенных для

Сообщение climbman » 14 мар 2011, 16:47

Взято здесь

 Nissan Primera ( 2007 г., V-1,6л). Экипаж: я, моя супруга (боится рулить) и наш пес Томас (боится меня).
Toyota Camry (2000 г., 2,0 л). Экипаж: друг с женой (оба водители).
В Акташе заправляемся до полного бака, больше заправок не будет, и уходим с М-52 налево на Усть-Улаган. Пофотались в Красных Воротах, святое дело.
Стемнело, дождь перестал моросить. Мы сходили в баню, разожгли костер из дров, которые насобирали в лесу, накрыли стол, стоящий под крышей, и опять пьянствовать. Жизнь стала налаживаться. Тут подошла пара аборигенов лет 14-ти с требованием расплатиться за дрова — 500 руб. Что было встречено дружным хохотом и пьянка продолжилась.

Утром встали, дежурно позавтракали и в путь. Сегодня мы достигнем цели. Проехали Улаган. «Сбербанк» есть, сняли с карточки немного денег для уверенности. Через 17 км — п. Балыктуюль.
В поселке сворачиваем вправо через маленький мостик и все! Дорога для наших автомобилей закончилась! А до Кату-Ярыка еще 30 км. Едем дальше скрепя сердце.

Не буду долго описывать эту дорогу, скажу лишь, что ехали мы эти 30 км 2 ч. 50 мин. Навстречу попадались омичи на джипах (не могли скрыть улыбку, глядя на нас). Новосибирцы чуть ли не пальцем у виска крутили. Забегая вперед, скажу, что я так и не понял их реакции на нас. Ну, плохая дорога (очень плохая), но проходимая же. Едь да едь себе потихоньку, главное аккуратно. Озерцо горное слева пофотали.

Дождь, туман, облака выше нас, облака ниже нас. И мы выехали к нему!

Супер — перевал, супер — долина, называйте как хотите! Мы просто подьехали, а он уже восхитил, половина скрыта в облаках, а красота неописуемая. Грандиознейшее место!

«Мы же туда не будем спускаться?» Этот вопрос моей супруги я никогда не забуду. Спуск описывать смысла нет, все — на фото. А аудиозаписей комментариев любимой жены не существует. На одном из поворотов на спуске сломалась «Camry», гранате пришел пи…ц. Хорошо, под горочку спустился самостоятельно.


Внизу, где заканчивается этот бешеный серпантин, стоят пара домиков, да баня. Подумали,
турбазка, но это оказались владения Салавата (о нем позже). Где-то дальше вдоль реки Чулышман должна быть турбаза «Эзен», на ней мы и собирались остановиться. Прицепили «Камри» к «Форду» и поехали.

Примерно через километр подъехали к турбазе. Машин много, появилась тревога — есть ли места. Оказалось, что остался последний аил (6-8 чел), и мы радостно вкатили на территорию.

Пока мы располагались, готовили еду и, естественно, выпивку, дождь, моросящий весь день, незаметно закончился. Весь вечер делились впечатлениями и под влиянием алкоголя эти впечатления становились только ярче. При этом успели снять колесо на «Camry» и убедились, что эта машина не готова самостоятельно двигаться.

Наутро погода была пасмурной, но дождя не было, что радовало. К нам прибился алтайчонок (сын работников турбазы) и, как оказалось, это был самый проблемный момент нашего пребывания на Эзене. Звали его Арчин.

Не знаю, чем мы его привлекли, отдыхающих было достаточно, но он выбрал нас. Арчин чувствовал себя очень уверенно. Это стало ясно, когда он открыл дверь «Форда», взял оттуда упаковку жвачки и спокойно положил себе в карман. Потом, увидев, что мы разбираем продукты, он уверенно показал на пакет с колбасой и сказал одно слово: Дай!

И в дальнейшем, как банный лист, преследовал нас везде. Все это вызывало лично у меня улыбку, пока он не пошел подглядывать в туалет за моей женой. Я был вынужден найти его маму и указать ей на неприемлемое поведение ее сына. После чего все прекратилось.

Но это все лирика. Главное, что в полдень погода в течение 40 мин. резко изменилась
и наступила ЖАРА! Естественно, мы пошли шариться по окрестностям. (пес, сука, весь измазался в говне, причем явно в человеческом).

Еще при спуске мы видели два внушительных водопада, а при осмотре окрестностей заметили еще один. Вот к нему мы и пошли. Дальше описывать природу не имеет смысла, все на фото.

На следующий день четверо из нас поехали на экскурсию на Чульчинский водопад ( на местном уазике). Остальные просто бездельничали. Я не отрывался от пива, благо, оно есть на турбазе. Это был последний день расслабления, завтра уезжать.

И вот, утро, выезжаем. До подъема «Camry» дотащили и пошли с Салаватом договариваться. У Салавата здесь откровенный бизнес. ГАЗ-66 работает не покладая рук. Всех желающих поднимает наверх за 1 000 р. Но у нас другой случай — надо тащить Camry до ближайшего населенного пункта, т.е Балыктуюля. Согласится ли? Браво Салават! 3 000 р.- цена вопроса и мы успокоились. «Фокус» и «Премаси» принципиально решили штурмовать сами, что у них благополучно и получилось. Они заехали первыми. Я же на «Примере» не решился разгоняться вверх по камням и достал 1 000 р. Салават сказал, мол, наверху отдашь, и добавил: затащу тебя на первый подьем (он самый проблемный), жди там, я спущусь за следующим, потом тебя дальше потащу.

Итак, зацепились, небольшой мандраж. Тревога — вдруг из под него камни мне в лобовик полетят. Но нет, аккуратно на малых оборотах мы медленно, но уверенно поползли вверх. Доползли до середины первого подъема, я начал успокаиваться, и тут мы встаем. Я на ручник, он вылазит и говорит:: справа объезжай меня и жди, я за следующим.

Я дал побольше оборотов, снял с ручника, начал объезжать его и…. больше не останавливался до самого верха. Вот так мы преодолели Кату-Ярык! Ну а потом началась очередная фотосессия.

Ну а дальше, от Балыктуюля дотащили «Camry» до Горно-Алтайска, и там ему успешно заменил гранату. Салават, кстати, взял с меня всего 500 руб.


10.08.2010 eliseyD
"Вчера приехал из тех мест. Всем совет, кто собирается туда на "пузотёрках" , останавливайтесь у Салавата на тур базе "Кату-Ярык" у Саловата.она сразу у спуска с перевала - это первая стоянка после спуска (всех, кто у него ночует он на верёвке без денег затаскивает наверх) , а так в дождь подъём может обойтись 3000 руб. (сам был на ниссан примера универсал 1998г, очень низкая)"

07.09.2010 avdi76
 Фото водопада летом
66811.jpg

Водопад находится в долине Чулышмана . Это один из трех водопадов , которые находятся недалеко от серпантина - перевала Кату-Ярык. Один водопад - прямо напротив перевала , его сразу видно. Второй - чуть левее перевала и падает с той же стороны , с которой спускаешься по серпантину, его хорошо видно с турбазы Эзен. Третий водопад ( который на фото) можно увидеть , если пройти по дороге вдоль Чулышмана метров 700-800 дальше Эзена . Чтобы к нему попасть, нужно перейти деревянный мост (фото есть в отчете). От моста до водопада идти примерно 2-3км, там не заблудишься, водопад почти всегда в прямой видимости

И четвертый водопад-надо переправится через Чулышман(на базе Кату-ярык) и двигать вправо через долину камней.очень необычное место!потом по тропке к водопаду Куркуре(по русски-шумный).
=============================================================================

Общался сегодня с Романом Абилдаевым- автором фото, опубликованных чуть ниже. Были они совсем недавно, ездили на крузаке. Никаих "криминалов" от Улагана до перевала Кату-Ярык он не видел. Оценивает перевал как безпроблемный для Pajero IO и как вполне проходимый для 4wd Toyota Feelder. Единственное, что рекомендовал - ехать его днем, потому что там бывают наледи в которых прорубают проезд и ставят ящичек с песком - по темноте можно промахнуться. Первый взлет при выезде из долины очень крутой и он же самый проблематичный. Рекомендовал сильно не грузить Feelder. Про ледопады - все сняты с дороги. Тот что длинный и напротив перевала - можно попасть по тросу через речку, называется "Кату-Ярык".
Есть еще Чульчинский водопад (он же - водоскат Учар - 160 м суммарный перепад), но это 30 км по дороге на слиянии Чулышмана и р.Чульча + 12 км вверх по Чульче пешком. Скорее всего достойных ледолазных объектов там нет.
Последний раз редактировалось climbman 21 янв 2012, 19:58, всего редактировалось 1 раз.
Аватара пользователя
climbman
Абскакал
 
Сообщения: 6976
Зарегистрирован: 26 окт 2009, 12:49
Откуда: Томск, Арба-ТФА-ПСС.

Re: Чулышманские ледопады (р.Чулышман, Горный Алтай)

Сообщение climbman » 17 янв 2012, 00:31

 Турбаза "Кату-Ярык" (телефоны)
— это небольшая новая летняя база на берегу реки Чулышман прямо под перевалом Кату-Ярык. Строения базы видны сверху при спуске с перевала. Отапливаемый домик один мест на 6.
Телефон: 8-913-692-42-73 (Салават)
Контактный телефон в Новосибирске: (383) 291-85-43
МТС: 8-913-719-38-86 (Елена)
Прейскурант на услуги турстоянки "Кату-Ярык
Нам в январе 2012 говорили о стоимости отапливаемого домика на 6 мест по 350 р с человека


 База "Эзен"
расположена на берегу реки Чулышман примерно в двух километрах от перевала Кату-Ярык ниже по течению. До недавнего времени это была единственная турбаза в долине Чулышмана
"Эзен" в переводе с алтайского "Привет", пожелание здоровья!
Домов отапливаемых пара. Мест в каждом много (6-7) Проживание на январь 2012 по 500 р с человека. Весной 2011 торговались до 300р - у нас не получилось.
телефон Юрий +79136957754

+7 (913) 694-99-35
+7 (38846) 226-01
+7 (38846) 224-40
e-Mail: tanzaev@ulagan.ru



Жилье в долине стоит от 350 до 500 с человека. Но лучше созвониться зарнее, чтобы застолбить домик. Отапливаемых мало.
В долину можно спуститься на чем угодно. Выезжает не любая машина - все заднеприводные - легко, 9ку пришлось затаскивать уазиком.
Дорога от Акатша до Улагана по большей части асфальтовая, иногда хорошая гравийная. От Улагана гравийка отличная. Трасса перед Мариинском намного хуже.
Акташ на высоте 1300, Улаган примерно на 1500. Высшая точка подъема от Улагана до Чулышмана около 1800. Точка на перевале от которого основной серпантин в долину - 1300. Чулышман на 700м. То есть серпантин спускается на 600м. Мы перед выездом на Алтай прокачали тормоза. Под перевалом стоит упавшая нива и старый уазик - отказали тормоза.
Ледопадов в долине очень много. Достойных, с хорошими вертикальными стенками увидели 4 штуки. Два прямо с дороги ходятся. Два многопитчевых и длительных по времени прохождения.
Остальные либо очень каскадные с небольшими вертикальными участками, либо очень дальний подход.

несколько фото http://vkontakte.ru/photo2367760_275266673
Последний раз редактировалось climbman 15 июн 2017, 16:52, всего редактировалось 2 раз(а).
Квантуюсь.
Work less, climb more...
Аватара пользователя
climbman
Абскакал
 
Сообщения: 6976
Зарегистрирован: 26 окт 2009, 12:49
Откуда: Томск, Арба-ТФА-ПСС.

Re: Чулышманские ледопады (р.Чулышман, Горный Алтай)

Сообщение climbman » 15 мар 2012, 08:06

новосибирцы таки попали в долину Чулышмана на мартовские праздники.
z_7424da40.jpg


Вадим, давай подробности и впечатления!
Аватара пользователя
climbman
Абскакал
 
Сообщения: 6976
Зарегистрирован: 26 окт 2009, 12:49
Откуда: Томск, Арба-ТФА-ПСС.

Re: Чулышманские ледопады (р.Чулышман, Горный Алтай)

Сообщение climbman » 21 дек 2012, 15:18

Текст написанный и опубликованный в 2012 г для журнала Риск.

 ЧУЛЫШМАН — река в республике Алтай. Вытекает из высокогорного озера озера Джулукуль на высоте 2200 м, и впадает в Телецкое озеро, являясь крупнейшим его притоком. Длина — 240 км. Ширина в среднем течении — 30-50 м, глубина около метра. Протекает по малообитаемым местам.
Уникальность долины реки Чулышмана в том, что она несет следы древнего оледенения Алтая, а также вторичные формы рельефа – т.н. «грибы», пирамиды, столбы. Коренные берега Чулышмана, возвышающиеся над урезом реки не более чем на 1000 м, представлены скальными обнажениями. На водоразделах максимальная абсолютная высота достигает 3100 м. Снежный покров в долине Чулышмана практически отсутствует, на склонах водоразделов рек, впадающих в Чулышман, снежный покров невелик, но благодаря крутизне склонов весной случаются лавины. Практически каждый приток Чулышмана низвергается в долину водопадами.
Про заправки и стоимость топлива.
В январе 2012 по трассе Новосибирск-Барнаул наиболее дешевый бензин был на заправках Газпромнефти. Сразу за Барнаулом ценники поднимаются на 1-2 рубля за литр. Наиболее дорогой бензин в Горно-Алтайске. Километрах в 30 за городом стоимость нормализуется. Дальше по Чуйскому тракту есть два бензиновых "оазиса" фирмы Роснефть – за новым мостом через Катунь (перед п.Усть-Сема) и в д.Шебалино. в последнем мы заправляли полный бак и забивали две канистры по 20л, потому что за Семинским перевалом ценники поднимаются до 26-28 р за литр. Последняя заправка находится в районном центре Улаган.

Как попасть в долину реки Чулышмана?
Едем по схемев описании водопадов реки Шинок из г.Новосибирск до г. Бийска (430 км)
Весь Чуйский тракт асфальтирован и скорость ограничена лишь дорожными знаками, ну, и горными серпантинами на Алтае.
Проезжаем город насквозь – перед выездом есть супермаркет Мария-ра в которм мы традиционно закупаем продукты. В Горном Алтае в поселках магазинчики, конечно есть, но выбор победнее и свежесть продуктов не всегда на высоте.
Едем дальше по указателям на Горно-Алтайск или Онгудай и Ташанту. Г.Бийск – г.Горно-Алтайск 90 км. Не въезжая в Горно-Алтайск проезжаем через п.Майма и едем дальше. По-уму - есть смысл зарегистрироваться в горно-алтайском поисково-спасательном отряде. Адрес: г.Горно-Алтайск, ул. Алтайская, 26/1, тел. (38822)-31797, 29141. Операция бесплатная и обязывает вас лишь снять контрольный срок на выезде. Можно по телефону. Лед штука коварная, предосторожность не помешает.
Едем по указателям на Онгудай, Ташанту или Кош-Агач. От Горно-Алтайска до моста через Катунь перед п.Усть-Сема около 60 км. Дальше 60 км до п.Шебалино. Въезжаем на автомобильный перевал Семинский. Перевал (монг. себи — крепость) находится на 583-м километре автодороги М-52. Высота перевала — 1717 м. Дорога проходит в седловине между двумя горами — Сарлыком и Вершиной Тияхты.
п.Шебалино-пер.Семинский-п.Онгудай-пер.Чикетаман-п.Иня-п.Акташ –300 км. Скорость передвижения обычно изрядно падает из-за перевалов, горных серпантинов и алтайской схеме установки дорожных знаков. Последнее выражается в изобилии знаков в населенных пунктах и в малочисленности на трассе, поэтому ничего удивительного в необозначенном резком повороте дороги после подъема – нет. По Горному Алтаю хорошо ехать днем – и безопаснее и полюбоваться можно красотами зимней реки Катунь, замерзших речушек в районе Чике-Тамана и прочих природных прелестей.
Перевал Чике-Таман расположен на 659 км Чуйского тракта, после пос.Онгудай. Высота перевала - 1295 м. Однако из-за своей крутизны он кажется значительно более высоким, чем Семинский пер. Чике-Таман переводится с алтайского языка как "плоская подошва".

Что касается времени передвижения: в январе 2012 мы выехали на Suzuki Escudo из Новосибирска в 15:00 и приехали в пос.Акташ около 2 часов ночи, то есть примерно 11 часов в пути. Здесь задерживаться не стали и сразу же свернули в поселке по указателям налево в сторону Улагана. Дорога, то асфальтированная, то хорошая гравийная, но очень извилистая и с крутым набором высоты – поднимаемся на Улаганский перевал. Высота перевала Улаганский - 2080 м. Перевал расположен в 29 км от села Акташ. Опять же приятнее ехать в светлое время суток. Вокруг заснеженные вершины, сопки с тайгой, вдоль дороги большие горные озера.
Дорога от Акташа до Улагана по расстоянию около 60 км и занимает 1-1,5 часа. Мы подъехали к Улагану примерно в 4 утра и поспали прямо в машине до 8 часов. К этому времени рассвело, мы перестали засыпать за рулем и поехали дальше через Улаган в сторону п.Балыктыюль – 12 км.
Здесь дорога окончательно прощается с асфальтом, а мы с сотовой связью, но гравийка очень приличного качества – зимой ездят любые легковушки. Однако, бывают наледи, поэтому нам настоятельно рекомендовали проезжать этот участок по-свету. В Балыктыюле нужно свернуть по указателю на п.Балыкча. До пер.Кату-Ярык остается около 40 км. Дорога пересекает р.Башкаус и удаляется от реки. За горкой после деревни попадаете во всхолмленную долину Пазырык. Вдоль дороги попадаются указатели и километровые столбы – едем в сторону пос.Балыкча.
Пазырык - справа от дороги вдаль уходит цепочка из 6-ти разрытых курганов - самый большой и самый дальний - находится примерно в километре от дороги и хорошо виден. Это скифские погребения, раскопанные в 30-х годах прошлого века.
Дорога постепенно уходит от реки Улаган на лесной перевал. Высшая точка находится на высоте около 1700 м. Далее высота потихоньку теряется и через несколько километров проехав мимо красивого горного озера, внизу открывается, а правильнее сказать обрывается долина реки Чулышман – вы приехали к перевал Кату-Ярык. Он расположен на спуске с Улаганского нагорья в долину реки. Расстояние от села Акташ 107 км. Пишут, что еще в 2010 году добраться от Улагана в Чулышман можно было лишь на автомобилях с повышенной проходимостью. Дорога и перевал были в плохом состоянии.
В 1932 году по реке проходила граница с народной Республикой Танну-Тува. Здесь была конная тропа, пограничные заставы СССР и телеграфная линия. Сейчас по правому берегу реки граница Алтайского государственного биосферного заповедника и Чулышманское нагорье, по левому берегу автомобильная дорога, а электричества, телеграфа и сотовой связи в долине нет до самого пос.Балыкча. Остались лишь редкие столбы установки начала позапрошлого века.
Но не все так плохо, как кажется – по федеральной программе потихоньку ремонтируется (прокладывается по-новой) дорога. Например, на перевале Кату-Ярык начаты работы по изготовлению более "мягкого" серпантина. Отрыто примерно 500 м и работы приостановлены.
Нас в 2012 г. вполне устроил существующий вариант в зимнем исполнении – дорога гравийная, без рытвин и больших камней на ней. Разойтись нормально две машины могут лишь на поворотах. Летом перевал проблематичен после дождя. Зимой при нас не смогли заехать на перевал лишь переднеприводные Жигули. Все полноприводные модели автомобилей российского и зарубежного производства поднимаются спокойно. Заднеприводные тоже выезжают, но тут уже зависит от мощности автомобиля и опыта водителя. Перевал представляет из себя спуск около 3,5 км по серпантину на левом борту реки Чулышман. Судя по альтиметра перепад от начала серпантина составляет не 800 м, как заявлено на табличке, а 600, что тоже не мало. Рассказывают, что перевал труднопроходим летом в период таяния снегов и после дождя. Тогда многие машины затаскивают ГАЗ-66 с турбазы под перевалом. Владельцам автомобилей настоятельно рекомендуется перед поездкой прокачать тормозную систему – под перевалом валяются Нива и УАЗик, у которых отказали тормоза. Зрелище душераздирающее.

Передвижение по дороге вдоль Чулышмана осуществляется на крайне низких скоростях. Связано это с "гребенкой" (поперечной волной) на гравийке. Может, быть иногда ее и грейдеруют, но она была в виде "стиральной доски" и в марте 2011 и в январе 2012…

Где жить в долине?
Жить можно на базах отдыха. Первая находится сразу же под спуском - база Кату-Ярык. Есть баня (500 р/час), генератор и свет по вечерам, один отапливаемый печкой домик на 5-6 человек. Стоимость проживания 350-400 р с человека. Бронировать лучше заранее по телефону: Салават 9136924273, (383)291-85-43 и 913-719-38-86 Елена.
Километра полтора ниже по течению расположена турбаза Эзен. Территория побольше, домиков с отоплением парочка, тоже есть баня, генератор, свет. Электричества едва хватает на освещение и зарядку аккумуляторов – чайники и фены, естественно, генератор уже не тянет. Обстановка получше, но и ценник 500 р. с человека. Договариваться о скидках очень тяжело, но попытка не пытка? Телефоны: Танзаев Юрий 9136957754.
IMG_0136.JPG
SAM_1075.JPG


Ниже Эзена километров на 13 есть между дорогой и Чулышманом новая турбаза Уту-Кая. Пара домов и баня. Информации по ней нет, но от нее намного ближе до нижней группы водопадов по течению Чулышмана.
Есть база отдыха в устье Чульчи – 30 км от первала Кату-Ярык.
Звонить и бронировать лучше заранее. Хозяинов (менеджеров) у каждой базы несколько. Вероятность, что кто-то будет не в долине и на связи очень велика.

О погоде.
Все рассказывают, что в районе Чулышмана климат намного мягче, чем во многих других местах Горного Алтая. Большое количество снега действительно выпадет редко и температура редко опускается ниже -20. Снегоступы нам не пригодились совершенно, ведь снега и так почти не было и редко где на северном склоне снежный покров был толще 2-3 см.

Названия.
Водопадов в долине Чулышмана невероятно много. С названиями все непросто. Местные жители выдают противоречивые сведения. То, что удалось добыть, взято из топографической карты, форумов автомобилистов, показаний местных алтайцев и материала Валеры Шумилова на mountain.ru. Собственно, интерес к долине Чулышмана возник именно после публикации много лет назад его статьи в интернете.
Кстати, кроме похождений в долине Чулышмана горно-алтайских альпинистов во главе с Валерой Шумиловым, также есть информация о прохождении водопадов в 2001-м году Вадимом Алексеевым (vadik350@mail.ru, http://vadimextrem.ru)

Рекомендации:
- В начале января лед может быть в полном объеме не на всех водопадах. В конце марта уже есть опасность падения тающего льда. Наверное, лучшее время с конца января по вторую половину февраля.
- Быть готовыми к ночлегу в палатках.
- Чтобы полноценно использовать потенциал района есть смысл брать не только ледовое снаряжение, но и френды, ск.якоря и пр. снаряжение для организации точек страховки на скальном рельефе.
- В долине около дороги есть множество мест с хорошими большими камнями для болдеринга. Это, конечно, развлечение либо для теплой весны, либо вообще для лета. Также много участков с вертикальными и даже нависающими скалами от 25 до 60 метров. Все нечищеные и необорудованные точками страховки. Принципиально есть скальные бастионы с перепадом высот до 700 метров интересные альпинистам, но уступами. В общем, можно активно изучать и осваивать район.

Большой Чульчинский водопад (водоскат Учар) образовался предположительно менее двухсот лет назад в результате грандиозного обвала, вызванного очередным алтайским землетрясением. Находится на правом притоке Чулышмана реке Чульча в 30 км от пер.Кату-Ярык (на авто) и в 12 км от устья Чульчи (пешком). Общая высота падения 160 м. Река Чульча берет начало из озера Итыкуль, распложенного в Шапшальском хребте, на высоте 1600 м над уровнем моря « впадает в Чулышман в 70 км до его устья.
Заявлено, что посещение водоската запрещено без гидов-проводников и к тому же платное. Летом туда активно ходят туристы. Мы до него не добрались, однако, по фотографиям в интернете создалось ощущение, что на самом каскаде в ледолазном плане делать нечего. Однако, на бортах Чульчи есть несколько замерзших каскадов на одноименных речках – Каюккатуярыкский (60-100 м), Нижний Сундрук (ок.45 м).
.Малыш.jpg

 Сундрук.jpg
.Каяккатуярыкский 52 м 0020-012.jpg


Водопады.
1)
Первые два параллельные водопада видно сразу напротив перевала на правой стороне Чулышмана. Судя по карте, они расположены на реке Карасу. Тот, что слева (орогр.) и начинается с крутой вертикальной ледовой части, называется Кату-Ярык.
Мы переходили речку прямо напротив турбазы Кату-Ярык по льду. Друзья писали о наличии троса над рекой. На самом деле, это оказался не трос для переправы, а проволка с закрепленным на нем шланге – летом идет забор воды с водопада на территорию турбазы. Если льда на реке нет, то можно спуститься на машине на три километра ниже по течению Чулышмана и перейти речку по подвесному мосту. Дальше пешком.
Подход к водопаду идет вдоль русла Карасу по камням и не представляет какой-то проблемы. Метров через 300 упираешься в ледовую стенку высотой метров 80 и шириной около 30 метров. Из них 50-60 метров вертикальные. К верху лед сужается до ширины 12-15 м и несколько выполаживается. Выше замерзшая река ныряет в узкий каньон, в котором есть еще несколько небольших каскадиков. Путь выхода из каньона направо (орогр.) и спуска по склону горы лучше просмотреть с перевала Кату-Ярык при заезде в ущелье. Прогулка обещает занять весь день и позволит набрать до 700-800 метров перепада от точки старта. У нас этот ледопад был первым, и времени было лишь полдня. Поэтому мы пролезли первую вертикальную часть и спустились на самовыкруте.
Водопад был пройден неоднократно.
-ЯрыкDSCN2376.JPG


2)
Второй ледопад находится на этой же стороне несколько выше по течению Чулышмана – метров 500. Суммарный перепад каскадов около 600 метров, однако. есть большое "но"… Лед наливается от года к году. В марте 2011 льда было много в верхней части и что-то наросло в нижней. В середине торчали скалы. В январе 2012 лед был фактически только в верхней части – метров 100 по протяженности. Намерзло очень мало – несколько некрутых каскадов. Вся средняя часть скальная. Состояние скал неоднозначное – кое-где вылизано водой до зеркального состояния, а кое-где разрушено водой до безобразия. Низ водопада уходит в узкий вертикальный кулуар. В нем в этом году намерзло некоторое количество льда, но состояние и объем нам совершенно не понравились. Теоретически к средней части склона можно попробовать подняться по осыпным полкам, чтобы пролезть каскадный верх, но при таком изобилии ледопадов ниже по течению, это мероприятие для любителей физкультуры.
Данных о прохождении нет.
IMG_3170.JPG


3)
Третий водопад называется Куркуре (в переводе Шумный). Находится на правом (орогр.) берегу Чулышмана на одноименной реке Куркуре. Высота около 45 метров. Из-за недопонимания местных жителей, мы приняли за Куркуре второй из водопадов напротив пер.Кату-Ярык и не дошли до настоящего Куркуре. По описанию из интернета подход занимает от турбазы Кату-Ярык порядка трех километров по тропе вдоль Чулышмана.
Есть предположение, основанное на изучении топографической карты, что выше водопада в каньоне реки Куркуре есть еще участки интересные для ледолазов.
Водопад скорее всего, пройден Алексеевым Вадимом.
 275843.jpg


4)
Водопад Бажа-Кая на реке Карасу. Но не на той Карасу, что напротив перевала Кату-Ярык на правом берегу Чулышмана, а на той р.Карасу, что течет с Улаганского плато на левом берегу Чулышмана. Фактически этот водопад начинается слева от перевала Кату-Ярык примерно с такой же высоты.

Как к нему попасть? Есть два варианта. Первый спортивный, но долгий. Стоя лицом к трубазе Эзен оборачиваемся и видим высоко наверху массивное оледенение. Берем снаряжение и движемся по тропе вверх по распадку Карасу. Через 300-400 метров от дороги конная тропа уходит налево по-ходу на перевал. Впереди вид на водопад перекрывает скальный останец-пичок. Все обычно поднимаются по сыпухе справа (по-ходу). Это проще при подъеме на первый взлет, но дальше упираешься в крутой склон с лесом либо пойму с буреломом. Правильнее изначально подниматься по склону слева. У нас подход занял 1,5 часа и, не смотря, на температуру в -15 мы изрядно разогрелись. Набор высоты при подходе метров 300-350.
Второй вариант более технологичный и менее физически затратный. Заезжаете на пер. Кату-Ярык на машине, проезжаете табличку с названием перевала и метров через 500 сворачиваете по слабонакатанной грунтовке направо в сторону распадка Карасу. Метров через 500-600 дорога упирается в действующее зимовье. Здороваемся с местными жителями и оставляем машину. Идем по натоптанной тропинке вниз и вправо по склону метров 250. Здесь замерзшая речка разливается между кустами и деревьями. Экипируемся и находим приемлемое дерево для спуска. Если группа уверенно стоит на кошках, можно скатиться на 50-60 метров, сдернуть веревку и аккуратно прогуляться по мелким каскадикам в связках орографически налево до деревьев над очередным обрывом. Дюльфер вниз на 50 метров и, собственно, дальше спускаться особого смысла нет, потому что идет пологий участок метров 30 и метров 70 каскадных лбов по 3-5 метров относительной вертикали.
Если времени в этот день заложено много, то можно спуститься до низа ледопада и прогуляться на второй каскад орогр. налево. Пройдя его, сдюльферять по елкам и на самовыкрутах в точку старта, а затем подняться по основному ледопаду к машине.
По участкам снизу вверх:
Нижняя часть водопада, около 150 метров, средняя крутизна 45 -50 градусов, далее широкая стенка высотой 25-30 метров, 90 градусов. Можно обойти слева и справа – легче, короче и градусы поменьше. В зависимости от изобилия льда, могут быть открыты участки скал с ледовыми карнизиками – возможно микстовое лазание или навеска верхней страховки для драйтулинга. Далее наклонная полка около 25м, 50 гр. и две стенки по 15 и 20 м, 85-90 гр. Выход на склон справа и по тропе вверх до коша и по тропе влево по склону в сторону перевала. От перевала влево по новой дороге и далее по старой конной тропе спуск почти к Эзену. Перепад от поймы Чулышмана до верхней точки подъема около 650 м.
Каскад пройден неоднократно.
-Кая_DSC5022.jpg

_DSC5025.jpg
_DSC5033.jpg
SAM_1136.JPG



5)
Водопад Дол-Озы.
Едем 4 км от базы Кату-Ярык вниз и вдоль р.Чулышман. Встречаем подвесной мост через Чулышман и дальше идем пешком.
Этот каскад начинается в нижней части с водопада Дол-Оозы. При этом, судя по карте, река с водопадами называется Кату-Ярык. Каскад хорошо просматривается с автомобильного перевала.
От подвесного моста идем пешком примерно 2,5 км вниз по течению Чулышмана и вправо. Водопад постоянно в прямой видимости. В нижней части вертикальная часть около 45 метров, далее пологий длинный ледник, затем вертикаль метров 20, пологий участок и вертикаль метров 25-30. Есть лед в боковых кулуарах. Прогулка дальняя – мероприятие на весь день. Спуск по сухому склону пешком. Главный плюс в зимнее время в том, что там бывает солнце. На остальные водопады в январе оно практически не светит. Но в этом же и опасность всех ледопадов правой стороны Чулышмана – ближе к марту лед начинает активно таять на солнце и велика вероятность его обрушения.
Сведений о прохождении нет.
 Озы.jpg
-Оозы SAM_1110.JPG


6)
Водопады распадка верхнего Кулузуна. Именно к этой реке я сделал привязку при ориентировании.
Едем примерно 13 км от базы Кату-Ярык вдоль р.Чулышман. Справа на отвесных скальных стенках открывается "цирк" с серией замерзших водопадов. Все они начинаются не ниже 200-250 метров от поймы Чулышмана. Для подхода придется подняться по 45-50 градусному осыпному склону. Есть парочка широких (до 50 м), но не высоких (20-25 м) ледовых "занавесок", заканчивающиеся ледяным подтеком интересным в плане микстового лазания. Наибольший интерес сразу вызывает длинный ледовый каскад, зажатый в светлорыжих скалах. С дороги отчетливо видно три вертикальные ступени по 30 м, 90 м и 60 м. На этом приключения ледолазов на заканчиваются, внутри за поворотом каньона их ждет, как минимум еще один вертикальный взлет около 50 м. Сведений о прохождении этого каскада нет. Предположительно, спуск возможен после выхода н лесное плато, слева (орогр.) по крутому осыпному кулуару. Но лучше быть морально готовым к множественным дюльферам по льду.
.Кулузун_DSC5014.jpg


7)
Водопад нижний Кулузун. Название взято из материала Шумилова В.
Едем примерно 15 км от базы Кату-Ярык вниз и вдоль р.Чулышман. Водопад справа. Очень характерный. Отлично виден с дороги и расположен от нее невдалеке по высоте и расстоянию. Местные жители, описывая водопад, называли его "стометровым". Перепад от места срыва воды и правда не меньше 100 м. Чулышман переходим по льду.
Начало около 70-80 градусов – примерно 12 метров (WI 5)лед тонкий натечный, буры идут редко. Дальше 25 метров, 50-60 гр. (WI 3)ледовые грибы с хорошим креплением к скале - забуриться мало где можно, но и лезть нормально. Потом метров 12 вертикальный участок очень ажурной сосульки (WI 6. Забурился внизу и на выходе - иначе не получилось. этот участок лез долго - лазание очень аккуратное.
Дальше метров 20 по грибам с тонкими ножками - лезть просто, но опасно своей возможностью отломить шляпку и сорваться, страховаться практически негде. Градусов 60-65 (WI 4). Здесь есть карниз с хорошим льдом под ним. Сделал там станцию и принял напарника. Дальше опять эти грибы метров 18-20 и переход на перегиб по очень ажурной сосульке 12-15 метров (WI 6).
Выше первой станции не полезли - оделись слабо – замерзли и выход из каньона на склоны был непонятен. Поэтому напрягала перспектива застревания веревки на грибах во время продергивания. Решили не рисковать.
Позднее по фотографиям поняли, что в наше посещение на этом водопаде льда было процентов 60 от обычного объема. В нормальном состоянии он представляет из себя практически вертикальную монолитную ледовую стенку. При изобретательности, можно делать станции в кавернах и под карнизами, чтобы прикрыть напарника от летящего из-под первого льда.
По описанию прошедшего его Валеры Шумилова (г.Горно-Алтайск), после первого стометрового участка водопад уходит в крутой каньон, где есть еще несколько стенок по 20 - 40 метров. Выход из каньона на правый орографический склон и спуск вниз по осыпному склону не представляют труда.
.Кулузун DSCN2477.JPG
.Кулузун _DSC5191.jpg


8)
Водопад Уту-Кая.
Примерно 16 км от Кату-Ярыка. На одноименной реке на левом борту Чулышмана, недалеко от автодороги. Каскад из пары ступеней по 40-20 м, 45-70 гр. и до 80 гр. Есть информация о прохождении в 2011г связкой Новосельцев Александр и Долгих Саша (г.Томск).
-Кая _DSC5118.jpg
-Кая _DSC5163.jpg


9)
Каскад на реке Саратун.
12-й км по левому берегу Чулышмана. Виден с автодороги. Около 150 м, 45-60 гр.
Сведений о прохождении нет.
IMG_0172 Саратун.JPG


10)
Между распадком реки Кату-Ярык (вод.Дол-Озы) и Кулузуном по правому борту есть неопознанный распадок (небольшое ущелье) в котором с дороги просматривались пологие каскады замерзшего льда (150-200 метров до 45-50 гр. И взлобки до 15 м, 90 гр.)
Сведений о прохождении нет.

11)
Водопад в районе поселка Коо.
Примерно 40 км от Кату-Ярыка вниз по Чулышману. Водопад виден с дороги с левой стороны. Расположен, скорее всего на правом борту реки Коо недалеко от устья. Представляет из себя каскад с резким набором высоты из 3-4 стенок по 80-90 гр. По 20-40 метров и серии пологих полок.
Сведений о прохождении нет.
 в Коо 275935.jpg


==========

Авторы фотографий Темерев Иван, Лушников Алексей, Абилдаев Роман, Расковалов Дмитрий, Долгих Александра, Новосельцев Александр, Алексеев Вадим.

Ни одно названии фирмы, базы отдыха или торговой марки не упомянуто в рекламных целях. Просто рассказал все, как есть.
Квантуюсь.
Work less, climb more...
Аватара пользователя
climbman
Абскакал
 
Сообщения: 6976
Зарегистрирован: 26 окт 2009, 12:49
Откуда: Томск, Арба-ТФА-ПСС.

Re: Чулышманские ледопады (р.Чулышман, Горный Алтай)

Сообщение climbman » 27 янв 2015, 23:38

осознал, что хочу приехать в январе 2016 большой компанией на УАЗике из Акташа в эту долину на 1 неделю непосредственно лазания. Надеюсь этого времени хватит на ВСЕ )))
Квантуюсь.
Work less, climb more...
Аватара пользователя
climbman
Абскакал
 
Сообщения: 6976
Зарегистрирован: 26 окт 2009, 12:49
Откуда: Томск, Арба-ТФА-ПСС.

Re: Чулышманские ледопады (р.Чулышман, Горный Алтай)

Сообщение climbman » 15 фев 2015, 09:06

Маша Дворникова, по итогам летних сплавов в районе.
Смотри карту в районе Балыкчи. По красному и сиреневому водопаду - на карте они отмечены точно, фотки есть. У меня нет фоток водопада, который отмечен зеленым, но он более полноводный, чем остальные (на фото ручей, выше по которому водопад). При этом сам водопад заканчивается на высоте долины и идти до него от дороги метров 500 по ровному. Красный и сиреневый существенно выше. Водопад, который двойной на правом берегу - я не помню точно где он. Знаю только, что от Башкауса до него плыть 10-20 минут, а от него до Балыкчи - час. Соответствено отметила возможные варианты его нахождения оранжевым. В любом случае, если ехать с Кату-Ярыка в Балыкчу его хорошо видно.


Я дополнительно обвел кружками подписанные на карте вдп.

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение

Изображение
Квантуюсь.
Work less, climb more...
Аватара пользователя
climbman
Абскакал
 
Сообщения: 6976
Зарегистрирован: 26 окт 2009, 12:49
Откуда: Томск, Арба-ТФА-ПСС.

Re: Чулышманские ледопады (р.Чулышман, Горный Алтай)

Сообщение climbman » 25 фев 2015, 10:05

новосибирцы добротно отметили 23 февраля.
жили на первой базе от спуска с перевала. По 250 за ночь с человека.

Степан и Иван прошли Нижний Кулузун:
Изображение

Вадим и Света осилили Верхний Кулузун.
Изображение
Квантуюсь.
Work less, climb more...
Аватара пользователя
climbman
Абскакал
 
Сообщения: 6976
Зарегистрирован: 26 окт 2009, 12:49
Откуда: Томск, Арба-ТФА-ПСС.

Re: Чулышманские ледопады (р.Чулышман, Горный Алтай)

Сообщение STEFAN » 25 фев 2015, 12:00

climbman писал(а):Степан и Иван прошли Нижний Кулузун

С нами ещё Саня Парфёнов был.
STEFAN
Втянувшийся
 
Сообщения: 47
Зарегистрирован: 28 июл 2012, 18:10
Откуда: г.Новосибирск

Re: Чулышманские ледопады (р.Чулышман, Горный Алтай)

Сообщение climbman » 28 фев 2015, 00:09

о поездке новосибирцев.
Я вот не слышал о прохождении Верхнего Кулузуна, до этого случая...

Квантуюсь.
Work less, climb more...
Аватара пользователя
climbman
Абскакал
 
Сообщения: 6976
Зарегистрирован: 26 окт 2009, 12:49
Откуда: Томск, Арба-ТФА-ПСС.

Re: Чулышманские ледопады (р.Чулышман, Горный Алтай)

Сообщение climbman » 05 мар 2016, 22:23

С 29 февраля по 4 марта развлекались на Алтае
Темерев Иван, Копытов Федор, Мартынова Алёна (Нск) , Белоцерковский Кирилл, (Алмаз-Ата), Кашевник Антон (С-Пб) и Бауржан Какиев (Акташ).

Нами пройдены Нижний и Верхний Клузуны.
А также скорее всего первопройден один из Балыкчинских каскадов.
Льда везде изумительно много.

Нижний Кулузун
Изображение
Изображение

Верхний Кулузун
IMG_1577.JPG


Балыкчинский. Название уточняется.
IMG_1942.JPG


На Бажа-Кае (около перевала Кату-Ярык)
Изображение

А также лично я впервые полазил по левой "шторочной" части Храповского в Акташе.
IMG_1199.JPG
Квантуюсь.
Work less, climb more...
Аватара пользователя
climbman
Абскакал
 
Сообщения: 6976
Зарегистрирован: 26 окт 2009, 12:49
Откуда: Томск, Арба-ТФА-ПСС.

Re: Чулышманские ледопады (р.Чулышман, Горный Алтай)

Сообщение climbman » 09 мар 2016, 12:05

Квантуюсь.
Work less, climb more...
Аватара пользователя
climbman
Абскакал
 
Сообщения: 6976
Зарегистрирован: 26 окт 2009, 12:49
Откуда: Томск, Арба-ТФА-ПСС.

Re: Чулышманские ледопады (р.Чулышман, Горный Алтай)

Сообщение climbman » 20 мар 2016, 19:28

кто сможет прочитать название?
.jpg
m4510


climbman писал(а):Балыкчинский. Название уточняется.
Изображение


Изображение
Квантуюсь.
Work less, climb more...
Аватара пользователя
climbman
Абскакал
 
Сообщения: 6976
Зарегистрирован: 26 окт 2009, 12:49
Откуда: Томск, Арба-ТФА-ПСС.

Re: Чулышманские ледопады (р.Чулышман, Горный Алтай)

Сообщение STEFAN » 21 мар 2016, 00:39

Кайрубасхин вроде.
STEFAN
Втянувшийся
 
Сообщения: 47
Зарегистрирован: 28 июл 2012, 18:10
Откуда: г.Новосибирск

Re: Чулышманские ледопады (р.Чулышман, Горный Алтай)

Сообщение climbman » 21 мар 2016, 08:13

ну вот, а правее - относительно Кайрубасхи(а?)н есть лед на Балыкче и на Ачелмане.
Кроме того, судя по карте, огромный перепад на бортах долины - под километр. Водопады там не нарисованы, но посмотреть на те места зимой было бы очень интересно.
Квантуюсь.
Work less, climb more...
Аватара пользователя
climbman
Абскакал
 
Сообщения: 6976
Зарегистрирован: 26 окт 2009, 12:49
Откуда: Томск, Арба-ТФА-ПСС.

Re: Чулышманские ледопады (р.Чулышман, Горный Алтай)

Сообщение STEFAN » 21 мар 2016, 21:12

Именно вживую посмотреть, причём лучше с воздуха. Ногами каждый распадок проверять совсем долго получается. В прошлом марте лазали огромный водопад слева от дороги чуток не доезжая кулузунов. Перепад метров 500 и на гуглокартах место смотрелось перспективно. А на деле все полого, прошли не связываясь, веревку только на спуске использовали.
STEFAN
Втянувшийся
 
Сообщения: 47
Зарегистрирован: 28 июл 2012, 18:10
Откуда: г.Новосибирск

Re: Чулышманские ледопады (р.Чулышман, Горный Алтай)

Сообщение climbman » 01 апр 2016, 12:01

http://www.risk.ru/blog/207666

Пишет Алёна Мартынова
"Пять дней ледолазания нон-стоп на замёрзших водопадах Алтая. Фотоотчёт."

Я-то давно написал, почти вкратце, но не могу гигабайты фото дообработать никак... :)
Квантуюсь.
Work less, climb more...
Аватара пользователя
climbman
Абскакал
 
Сообщения: 6976
Зарегистрирован: 26 окт 2009, 12:49
Откуда: Томск, Арба-ТФА-ПСС.

Чулышманские ледопады 2016

Сообщение climbman » 04 апр 2016, 04:45

наш 1000000 фото и мои 10 слов о мартовской поездке в Чулышман.
http://www.risk.ru/blog/207698

Изображение
Квантуюсь.
Work less, climb more...
Аватара пользователя
climbman
Абскакал
 
Сообщения: 6976
Зарегистрирован: 26 окт 2009, 12:49
Откуда: Томск, Арба-ТФА-ПСС.

Re: Чулышманские ледопады (р.Чулышман, Горный Алтай)

Сообщение climbman » 21 фев 2018, 02:16

Каталонцы на Алтае. Первый день в Чулышмане (02.02.2018)
https://www.risk.ru/blog/213809

Каталонцы на Алтае. День второй в Чулышмане (03.02.2018)
https://www.risk.ru/blog/213824

Каталонцы на Алтае. Кульминация поездки. 04.02.2018
Первопрохождение маршрута "Catalan Republic"
https://www.risk.ru/blog/213836
Квантуюсь.
Work less, climb more...
Аватара пользователя
climbman
Абскакал
 
Сообщения: 6976
Зарегистрирован: 26 окт 2009, 12:49
Откуда: Томск, Арба-ТФА-ПСС.


Вернуться в Ледолазные районы

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 2