Дорога. Думаю, что есть множество вариантов как итальянских: через Верону, Милан или Венецию, так и с заездом с севера, примерно равнозначных по стоимости.
Наш вариант - через Милан. Билеты из Новосибирска (например через Питер) и обратно бывают менее чем за 20 т.р.
на одного человека. От Милана двести с небольшим километров. Если ехать в Арко, тем более в сезон, то имеет смысл брать напрокат машину. Ценники за машины-малютки от 30 евро в день и даже чуть ниже. Машина класса лады-калины выйдет по 35-40 евро.
В районе множество интересных скалолазных секторов, разбросанных друг от друга на приличном расстоянии. Вообще, Арко – это название лишь одного из населённых пунктов в районе и я бы не сказал, что территориально там больше скалолазных секторов, чем около других «деревушек» в этой местности. Эти деревушки порой плавно перетекают друг в друга. Видимо "скалолазное" название района возникло в связи с проведением в этом населённом пункте одного из самых известных коммерческих стартов на искусственном рельефе Арко Рок-Мастерс с богатой историей.
В Арко расположен скалолазный кемпинг. Называется, кажется, «CampingZoo». Ценника на проживание в кемпинге не знаю, не интересовался, но думаю через интернет найти будет несложно. Он, кстати, находится неподалеку от, известного своими стартами, скалодрома. На скалодроме можно потренироваться за деньги. В сезон он работает ежедневно, естественно кроме соревновательных дней. В середине октября сезон заканчивается и ещё некоторое время на скалодром можно попасть лишь по выходным. Мы не попали, но не особо и стремились.
Про жильё. Опять же, в сезон жить в Арко, судя по отзывам, заметно дороже, чем в окрестных деревушках. Собственно, это ещё один существенный довод в пользу прокатной машины. Мы снимали жильё стоимостью около 40 евро в день в соседней деревне. Частная гостиница "Agritur Michelotti". Номер на четверых – по сути наша небольшая двухкомнатная квартира. Кажется у «отеля» три звезды. Нам было очень комфортно. Входная дверь выводила в небольшой сад, машину можно было поставить под окном, тут же рядом беседка для посиделок, а чуть дальше бассейн (в октябре уже прохладный) и теннисно-мини-футбольный корт. Wi-Fi бесплатный. Парковка тоже. В соседнем номере жили скалолазы из Швейцарии, а потом ещё и наши бэйсеры подъехали.
Про питание. Мы питались из обычного «нетуристического» магазина. Готовили сами «дома». Плита, холодильник, чайник и микроволновка. Продукты по стоимости получалось вполне сопоставимым с питанием у нас в Сибири. Качество сыров, вина, пасты и хамона на высоте. Все эти позиции, может быть кроме макарон, подешевле, чем у нас. Остальное, наверное, несколько подороже. Хотя, боюсь утверждать, наверняка.
Лазание.Итак. Машина в этом районе даст возможность выбирать жильё с более оптимальным соотношением цена-качество, сильно упростит логистику заезда-выезда (все-таки в эту провинцию иначе придется добираться с пересадками и, скорее всего, не одной), можно будет посмотреть множество секторов, и просто проехаться по окрестностям, которые весьма живописны. На севере озера Гарда – очень и очень приятные места. Да, подозреваю, что в сезон сектора, находящиеся поближе к кемпингу будут плотно оккупированы скалолазами и придется дожидаться очереди на маршруты.
Мы были после основного сезона, каждый день старались бывать в новых секторах, как популярных, так и не очень. В популярных, таких как "Masson" было людно, даже в это время. В менее популярных и тех, которые подальше, людей было немного, а в некоторых и вообще не было.
Общее впечатление от трасс. Категории пожёстче чем в турциях-тайландах. Я попал в район не в оптимальной своей форме, и отчасти поэтому лезлось тяжелее. На онсайт осилил лишь пару трасс уровня 7а, 7а+. Ещё несколько 7а отредпонтил. Этот результат заметно хуже чем в моих предыдущих и последующих скалолазных выездах. Пару маршрутов данной категории я просто не осилил. На одной 7а+, как раз в секторе Massоn, я из-за нехватки силы пальцев не вывез движение на ключе и бросил, побоявшись травмироваться, на другой - в одном заброшенном старом секторе я был просто деморализован отсутствием зацепов и идей прохождения одного из участков трассы.
Общая тенденция – старые заброшенные сектора имеют более жесткие категории. Порой чересчур жесткие. Об этом, в принципе, указывают и в гайдбуках. Для меня было откровением - на маршруте 6b+ категории бороться и получать насыщенные эмоции на двух ключевых участках, а потом просто принципиально не осиливать маршрут 7а. При том, что рядом проходят ещё и пара ниток 7с категории. Да, понятно, что зацепы не помечены магнезией и несколько запылённые, да понятно, что раньше люди были с нервными системами покрепче и точки били пореже. Но всё же.
В популярных секторах, особенно на маршрутах попроще, многие зацепы до блеска заполированы туфлями и руками скалолазов.
Да, на секторе Masson, посмотрели и потрогали одну из старейших девяток "Undeground". В Италии, она, кажется, вообще первая. Нынче никто по ней не лазил. Основная часть трассы проходит по потолку пещеры, образованной в результате выбора фрезами породы,- в этом месте раньше добывали известняк. Зацепы, поэтому, в основном неестественного происхождения: запилы от фрез и сколы возникшие при выборе породы. Не Фэн-шуй. Но пещера своими размерами впечатляет. В ней скалолазы иногда нелегально располагаются на ночлег. Вообще, ночевки в палатках разрешены только на територии кемпинга. Соответственно, в машине – на территории автокемпинга. Да, нарушители есть, но их вяло отлавливают в вечерне-ночное время. В сезон, скорее всего, отлавливают активнее. Ещё о пещере. Кроме знаменитой девятки на которой отмечались Мразек, Ондра (не сумевший её пролезть
) и множество других именитых скалолазов, рядом проходит и несколько ниток естественного происхождения с категориями до 8с+. Очень впечатлили трассы по мощному постоянному нависанию с протяженностью по 45 метров.
Ещё про машину. К многим секторам узкие асфальтовые дорожки подходят довольно близко, и есть возможность поставить машину на площадках в непосредственной близости от секторов. Надо отметить, что дорожки реально узкие с серпантинами и не везде можно разъехаться со встречными машинами, ну и потенциальных стояночных мест не очень много, в сезон это наверняка станет некоторой проблемой. В октябре места для стоянки автомобилей всем желающим хватало.
Общее впечатление от района.От посещения осталось колоссальное удовольствие. Наверное, лучшее из скалолазных мест, которое мне доводилось посещать. Природа, общий настрой окружающих, всё оставило приятные впечатления. Огромный потенциал для занятий всевозможными видами спорта. Много велосипедно-беговых дорожек по горной местности вокруг озера Гарда. Протяженности таких велосипедно-беговых «маршрутов» от пяти до сорока километров, а некоторые и поболее. Обычно стоят плакаты с картами и все повороты размечены указателями с указанием номеров маршрутов. Народ просыпается рано. Выезжая в шесть утра на дорогу регулярно видишь, проезжающих мимо велосипедистов –шоссейников с фонариками на головах. В этих же местах проходят соревнования по скайранингу. Чтобы посмотреть одни из них - финальный этап кубка мира 2013 года по скайранингу в классе SkyRace гонок мы опоздали в район буквально на один день. Можно заниматься скально-техническим альпинизмом, есть экзиты для BASE, в том числе и «учебные», с хорошей геометрией.
Ещё один из «показателей». Все время, проведенное в этих местах, мы одевались только в спортивную одежду и при этом прекрасно вписывались в окружающую массовку. Т.е. народ, в большинстве своём, воспринимает физическую активность как нечто естественное. И это было приятно видеть.
Ещё раз отмечу озеро Гарда. Чем-то похоже на Телецкое, только природа чуть потеплее и места заметно более обжитые. В глаза бросается удивительная чистота как на улицах населённых пунктов так и на природе.
Хочется обязательно ещё вернуться.
"Шопинг"Да, непосредственно в Арко множество магазинчиков скалолазной и просто спортивной направленности. La Sportiva, Salomon, Salewa, Vertical и прочие диллеры. Ценники в среднем не низкие, но распродажи присутствуют и многое можно прикупить довольно выгодно. Здесь же продают гайдбуки по району.
Вывод. Категорически рекомендовано к посещению.