"Хомяки сгоняли на Боровое и что-нить напишут скоро"
- Вид с Синюхи
- Общая карта местности
Начну понемногу. Исходной точкой к отправлению было отсутствие информации, но и путало это изрядно. Буду стараться заполнить нужной информацией.
"Сколько машин? Девять? ... да ну ... " так мы собирались с Федей на Саввушки.
"Куда? сколько ехать? ... да ну ..." а так Лёха хотел ехать в Боровое.
Возьми на всякий случай загранпаспорт, попросил я Лёху за 30 минут до выезда из Красноярска, а то Федя против ехать на Саввушки...
Колебались мы до развилки в Новосибирске, Омск или Барнаул... Повернули направо, хотя информации крайне мало, грело то, что далеко, тепло, новое и неизведанное.
За все время поездки мы не пожалели ни разу!
На всем протяжении до Омска дорога хорошая. Однажды лишь пообщались с ГИБДД, совсем безнадежная и спорная ситуация с их стороны не дала им возможности пополнить бюджет ни страны, ни свой. Наш хороший друг одноклассник встретил нас в Омске, пообщались, помог нам, склеротикам, с карематами, которые мы дружно втроем! благополучно забыли, кстати как и котелок... Омск меня расстроил, показался маленьким, но таким путанным, никаких указателей, а те, что есть добавляют замешательства. Если у Вас есть возможность не заезжать туда - воспользуйтесь ей. Поскольку дорогу мы так и не узнали, начали звонить кто кому... В итоге "нелегкая" понесла нас на Одесское. То, что мы искали выезд из города 60 минут к ряду это не так страшно, как сама дорога. До Одесского еще более менее сносно, но потом 80 км редкостного "г**на". Тем, кто все таки рискнет, скажу - сразу перед въездом в Одесское есть заправка Газпрома, там надо заправиться, следующая будет через 250 км. Сразу после заправки (7-8 метров) уходит нормальная дорога направо, но она без указателей - туда и надо. Нормальной она остается только 200 метров, потом хлам 12 км и типо граница. Народу никого, все добродушные, ничего не просили
Казахский погранец, показав на спящего Федора в машине и спросив: "живой"? рассмеялся на мой ответ: "пока еще да" и попросил не менять федин статус до конца службы. Может был не сезон, или что... но мы никаких проблем с местными гайцами не испытывали. И наклейку RUS сейчас клеить не надо, ее никто не смотрит. Дальше началась скучная казахская степь и очень редкие поселения с ужасной дорогой еще 68 км. Все это время мы держались дороги на Кокчетав ( по-казахски - Кокшетау) ближе к этому населенному пункту стали встречатся машины. По истечении 80 км (отсчет от Одесского) дорога становится нормальной - 110 можно скакать по этой "дороге". Перефразирую Фореста Гампа: в один прекрасный момент плохую дорогу выключили. Началась отличного качества четырехполосная дорога Астана-Кокчетав, видимо это продолжение Алма-Ата-Астана. По ней, к нашему удивлению никто, вообще никто, не едет больше 110 км/ч... мы на всякий случай также не стали превышать этого порога. Как потом мы видели, гаеры на этой трасссе иногда стоят, но больше любят ездить по пятам и смотреть когда же ты переступишь порог в 110 км/ч и тогда весело, с гирляндой тебя зажмут. Нас миновало. Так вот, дорогой читатель, после Одесского надо ехать на Кокчетав около 200 км, затем по отличной трассе на Астану около 100 км и перед городом Щучинск будет пост ДПС, вот прямо на нем надо повернуть налево и попадешь в оазис. На всем протяжении казахской дороги охотно берут рубли, но курс колеблется от 4,2 до 4,5, в поселке Бурабай мы меняли по курсу - 5 тенге за один рубль.
Территория заповедника, природного парка "Бурабай" начинается крайне резко - буквально в чистой степи "встают" огромные холмы со скальными выходами на вершине. Проехав минут 10 от поста видим шлагбаум, здесь останавливаемся. Вежливый человек (двигатель шлагбаума) гласит - въезд с человека по 150 тенге, машина не в счет. Причем въезд оплачивается один раз в календарный день. В 00-00 твой талончик превращается в "рулончик", а до этого времени можно ездить сколько влезет ( мы отдали 90 рублей безо всяких проблем, есть ньюанс - они совсем не берут железные монетки - только фантики). Как мы поняли, попасть можно в природный парк с трех сторон, со стороны поста, со стороны г. Щучинск, и из поселка Бурабай. Везде стоит такой шлагбаум с уникальной системой ручного привода и талончики не теряют своей силы. Для тех, кто приезжает в республику больше чем на 5 дней, необходимо зарегестрироваться, сделать это можно в отделении милиции г. Щучинска. Мы этого не делали, были всего 3 дня и график работ не узнали, но есть мнение что он весьма не прост... и скорее всего по предпраздничным и "предвыходным" дням там выходной
а штраф на выезде из республики от 3500 рублями. Дальше как в сказке, вырастают большие деревья, без подлеска, в основном сосна, редко, но обособленно, береза, а мы все движемся в неизвестность, очень красиво и очень прекрасный воздух, очень. Поднимаемся медленно, дабы не пропустить красот, на перевальчик, бегаем на видовочку... на некторых камнях аж ступени вытоптаны. Скалы - сиенит, но более старый, чем Столбы и поэтому местами сильно крошится, а местами очень даже ничего. Все вокруг культурно, дорожки, мусорные баки... но есть и бескультурье, мусора мало, но он есть. Спускаясь обратно к машине собирали, по большому пакету каждый добыл.
Территория парка насчитывает множество озер, парочку вершин (высшая точка района - Кокшетау (пер. с каз. Голубая гора, но все называют ее Синюха), ряд скальных останцев, на которых даже есть что-то пробитое, но очень давно и точки там пора менять ( со слов Сергея Геннадиевича - о нем позже) и ряд, скажем привычно, столбов (Слоник, туфелька, корова...) на которые есть полностью подготовленные маршруты.
Длинная дорога в 1250 километров закончена, выехали мы из Томска в 13-00 05 мая, здержавшись 4 часа в Омске и поспав 3 часа в дороге мы были в парке 6 мая в 12-00 по Томскому времени. Там же на час меньше, то есть 11-00, но жили мы по-нашему. После всех красот, нам все-таки хотелось немного поспать и вперед к новым скалам, но нет... увы, время сна мы провели в поисках возможности лазить.
Кто такие скалолазы, и где здесь можно лазить метсное население не знает, а те кто отвечает считают нас ни то альпинистами, ни то туристами... Где ставят палатки ответить никто так и не смог, к кому обращаться и подавно... вдруг видим двоих... с рюкзаками - наши люди. Остановились и пошли к ним. Кстати будет сказать, вдоль всей дороги в ГНПП "Бурабай" остановиться можно только на специально подготовленной площадке, за съезд с дороги большой штраф, а других мест просто нет (очень мало). Так вот ставим мы машину на стояночке и идем навстречу "Золотым петушкам"......
Ребята сказали, что можно палатки поставить рядом с ними и предложили проехать к ним на нашей машине. Собственно отъехали мы совсем чуть-чуть (3 км) в обратную сторону и нам показали хитрый съезд с дороги между деревьев и шлагбаумом, предназначенным, видимо, для лесников, со словами: "мы там каждые майские останавливаемся". Такого количества людей в чепчиках золотистого цвета я не видел. Нам показали где можно ставить палатку, где костерок развести и как в "горы" ходить. Совет нашей общины принял решение способом голосования - простое большинство, что это место нам не подходит, и мы быстро вернулись на исходную. Оказалось потом, что ребята - туристы, скалы в Боровом для них горы и каждый день они делают восхождения на них. Наши цели были другими. Решено было ехать в поселок Бурабай, где мы хотели найти ответы на наши вопросы. На въезде в поселок стоит такой же шлагбаум, двигатель шлагбаума нам ответил, что сегодня выходной (суббота) и никто нам не поможет... грусть нас одолевала, но в глубине мы верили, что не может в выходные дни никто не работать там, где зарабатывают на этом самом отдыхе... Проехав около километра мы нашли отдел по туризму, там же зоопарк. Старший нас внимательно выслушал, и не понял. Мы оперировали терминами - скалолазание, чемпионат Казахстана, On-sight марафон, Кленов.... не помогало. Потом, случайно, на их стенде, на глаза попала грамота за помощь в проведении чемпионата Казахстана по скалолазанию, показали им её... тогда процесс пошел. Он начал оперировать такими терминами: профессионалы, иностранцы, ходить в гору. В итоге дал нам телефон Сергея Геннадиевича, как потом оказалось, человека посвященного во многие дела касаемо скалолазания, знает Клёнова лично, отлично владеет информацией о районе, вплоть до того что там происходило 30 лет назад. Он помог нам оформить маршрутные листы. Это документ, который необходимо иметь при себе всякий раз покидая стоянку, дабы не быть оштрафованным, и разумеется нельзя отклоняться от маршрута, указанного в этом листе. Обошелся он нам в 150 тенге с человека в день. Реально там такими штуками заморачиваются только организованные группы типо "Золотые петушки", и то у них получает руководитель пустыми и заполняет при необходимости. С другой стороны, возможно был не сезон и лесников мы не видели. Местные вообще об этом не знают. Короче листы получены, место встречи обозначено как домик лесника Рашида. Как оказалось, это и было место нашей первой парковки.
Рашид человек приветливый, обстоятельный, гостеприимный. Объяснил нам где ставить машину, палатку, цены и правила. Машину, пока не сезон (а он там с 01 июня по 31 августа) можно поставить на его парковке бесплатно, типо пока шлагбаум не стоит - платы нет, а в сезон около 100 рублей/сутки. Стоянка большая, машин на 80. По его личному разрешению нам позволили встать не на косе, как всем с ходу предлагают, а возле скалы "Корова", что в 5-7 минутах ходьбы от стоянки. Народу там оказалось не мало и многие безо всяких разрешений, и уж тем более без путевых листов. Здесь же встретились с Сергеем Геннадиевичем и он нам все рассказал обо всём.
Палатку поставили уже около 16 часов и сразу пошли лазить в секторе "Корова". Пробито 4 трассы, у последних двух есть варианты, но сильно это ничего не меняет. Нам с Федей лазание понравилось больше, чем в остальных секторах, ибо рельеф, а не мизера. Трассы от 5b до жесткой 7а+ болдеринговой, все мы пролезли, акромя 7а+, ибо только по частям она далась. А категория реально больше, но блин коротковата. К сожалению, трассы не были подписаны и не были проставлены категории, мы попытались прокатегорировать. Правда наше с Лехой мнение всегда расходилось...
Прекрасные большие сосны позволили нам натянуть слэк и порадовать себя и туристов этой забавой.
На следующий день посетили сектор "Туфелька". Там трасс заметно больше, от 5с до 7b+ (хотя где-то в инете говорится, что именно там есть 8а). Весь рельеф очень похож на Красноярские Столбы. Леха привыкший, и постоянно занижал категорию... первые три трассы лезлись. Потом началось интереснее и пальцев стало нехватать. Некоторые трассы с ростом меньше 170см вообще непонятно как делать движения. Сама скала находится на берегу озера Боровое, между ней и озером проходит тропа с лавочками
- на лавочке реально удобно одевать скальники...
Летом здесь прекрасно... единственный недостаток Столбов здесь отсутствует, водоем в "шаговой" доступности.
Животных здесь прямо много, ничего не боятся и походят близко.
После большого количества мизеров выстоял только Леха и стал мочить что посложнее пока Федя спал. Налазившись вдоволь мы отправились на поиски баньки в поселок Боровое. На том же шлагбауме, тот же человек нам подсказал куда ехать. Место так себе, а вообще таких мест там много, можно не стесняться - искать. Но в сезон там занято полностью на три месяца - не прорваться.
Следующий день выдался крайне погодливым и теплым. С утра мы бодро встали, собрались и поехали на мультиптч. Пренебрегли мы правилами и встали на обочине (клиренс авто позволил). До скалы идти 100 метров, оделись прямо у машины, в руках скальники, пошли... На южной стороне прямо по середине стеночки, по плитам набиты шлямбура, видно из далека. Подходим, вроде бежится. Начинаем с Федей работать, Лёха рядом идет в ботиночках с фотоаппаратом. Местные немного озадачились, когда стало покруче (на третьей веревке) Лёха присоединился. В целом мультипитч интересен, пробивка грамотная, линия логична, и легко читается. Выводит прямо на вершину.
Вкратце опишу мультипитч: на первых двух питчах типичные для гранитов катушки, идется почти всё без рук. Третий питч - переходы с катушки на катушки по вертикально-горизонтальным щелям, собственно на нем первая затыка - лечится хорошими скальники (когда хотя бы пальцы не торчат) и растяжкой. Во второй половине третьего питча есть интересный переходик по катухе направо... ссыково немного - лечится доверием ногам. Далее четвертый (ключевой) питч. Сергей Геннадиевич сказал - 7с, реально тянет на 7а, может 7а+ не больше - около пяти движений по вертикальной стеночке на мизерах и выход на слопперах
. Пятый питч - хорошее лазание метров 20. Последний - 10 метров переходик на вершину четверошной категории. Всем рекомендую посетить. При возможности сам схожу еще разок.
- перед последним питчем. все станции вполне удобные, но в троем иногда тесновато
- на Вершине Слоника
Спуск сначала хотели по пути подъема, на вершине пока никого нет, начали искать.... нашли. Несколько болдеринговых мест, 100 метров скал и мы на земле. Уезжать не хотелось совсем, думали сбегать другими путями, но там очень много народу скопилось и времени не было.
Оказавшись внизу решено "бежать" на Синюху... Время 17-00, до отъезда остается 2 часа. А успеем ли мы? (решили мы выезжать в 19-00, чтобы своевременно прибыть в Томск и успеть на автобус до Красноярска, на котором Лёха должен уехать). Знали только, что начало подъема от стеллы "с орлом" и через перевал по задней стороне до вершины. На самом деле так и есть, но мы не попали на перевал... От стеллы мы пошли прямо вверх, старались бежать трусцой, хватило на 200 метров, потом быстрый шаг, медленный шаг, и выросли перед нами катухи... мы оказались на 200 метров левее перевала. С одной стороны это нас приблизило к вершине, но лезть мы не планировали. Нашли маленький кулуарчик, там по щелям, деревьям, катухам, каминчикам и выскочили через 120 метров на гребень. Дабы не углубляться в лес, решено было идти прямо по гребню, на троичку А там мы себе наковыряли, порадовались. С вершины все отлично видно, но ветрено, бежим вниз. А бежать реально пришлось долго и по лесу. За два часа мы уложились и спокойненько попедалили до дому.
Обратно решено однозначно ехать через Кокчетав-Петропавловск-Омск. После Кокчетава начинается терпимая грунтовка, продолжают еще строить трассу Астана-Петропавловск (наверное), около 100 километров и потом хороший асфальт на Омск. Дома оказались в 12-00. Добрались быстро.
Очень желаем всем хороших выходных, дней на скалах, новых прохождений и районов!
Сайт природного парка -
http://www.gnpp.kz - официальный сайт ГНПП "Бурабай"