Тайланд. Зима 2016 . Нынешнюю нашу поездку условно можно разбить на три части.
1) Провинция Сарабури - скалолазно- познавательная;
2) Между Бангкоком и Патайей - самолётно-прыжковая;
3) Провинция Краби. ТонСай – лазательно – прыжковая;
Начну с первой части.Сделал для себя небольшое, но полезное открытие.
Оказывается скалолазные районы можно искать не только с помощью сайтов
8a.nu, thecrag.com, 27crags.com (кстати, теперь доступном и в App Store для IPad - IPhone),
но и просто с помощью сервиса google.com
Например вот так:
https://www.google.com/maps/d/viewer?msa=0&mid=zxqnFwGTvZOU.kDIy-MNqofv0Результатом такого поиска и наличия некоторого количества времени стало наше посещение двух скалолазных районов в центральном Тайланде в провинции Сарабури.
а) Namphapayai Camp
б) Muak LekПервый район
Namphapayai Camp представляет из себя международный скалолазный лагерь. Есть маломальская инфраструктура – кафе, и бюджетное проживание в бунгало. Можно ставить свои палатки под готовыми навесами. Район не очень большой, но понемногу развивающийся. Сейчас, чуть более 60 маршрутов.
Информация о районе есть здесь:
http://namphapayai.camp/rockclimbing.htmlПодробная информация о том, как добраться, а также электронный гайд (правда не самый свежий) легко скачиваются по ссылочкам внутри.
Плюсы района.
1) Зимой оба основных сектора практически всё время находятся в тени. Соответственно и лазить можно большую часть дня;
2) Влажность существенно ниже, чем на ТонСае;
Из интересного – доступ в основной сектор возможен только по навесной тросовой переправе (троллее) через реку «Pasak» с помощью роликов. Ролики «стационарные», но за пользование ими один раз за всё время пребывания или посещений попросят заплатить 100 бат с человека. Развлекуха интересная – кататься приходится часто – денег не жалко. Народ тусит различный: и с европы и с азии. Не знаю, были ли там русские до нас. Второй спортивный сектор находится в 15-ти минутах ходу от первого. Здесь несколько пещер, и маршруты проходят частично внутри этих пещер, а частично по внешнему их краю. Своеобразное место. Категорирование адекватное, видимо чуть жёстче ТонСая.
Второй район -
Muak Lek.
Находится примерно в часе езды на машине от первого.
Мини гайдбук с описанием маршрутов и дороги также есть здесь:
http://namphapayai.camp/pdf/topo-muak-lek.pdfПодход от машины – около 15 минут. Но совсем не факт, что удастся сразу найти нужную тропу через джунгли. Экспозиция стены – северная, т.е. всё время в тени.
Маршруты интересные. Стена приятная. Категории не завышены. Мы в районе были одни. Маршруты подписаны только на тайском. Инфраструктуры рядом нет, но место под палатку найти можно (либо есть где переночевать в пещерах).
В обоих районах есть маршруты 8-й категории сложности. Учитывая общий средний уровень – в каждом из районов можно полноценно провести, как минимум, по несколько дней полноценных скалолазных тренировок.
Также, в наших планах было посещение боулдерингового района
Sikhiu(описание района и гайд по ссылке
http://www.boulderingthailand.com/resources/guidebook%20light%20%2007.02.2014.pdf , или поподробнее здесь
http://www.boulderingthailand.com/resources/tao_guide.pdf )
В развитии района принимал участие известный британский клаймбер Джеймс Пирсон.
К сожалению, данный район посетить не получилось. Отпугнула транспортная логистика. От места нашего проживания вблизи от Namphapayai, дорога на машине потребовала бы около 2-х часов в одну сторону. Поэтому решили посвятить это время лазанию в Namphapayai.
Тем не менее, «задел на будущее» остался.
Ничего серьёзного в вышеназванных районах не вылез. Привыкал к климату и скалам.
Да, про проживание. В Namphapayai Camp жить не стали. Семье хотелось несколько большего комфорта на НГ. Поэтому через booking.com я подобрал бюджетный вариант отеля неподалёку (15 минут езды на машине по дороге и полям). Отель не ориентирован на зарубежных туристов, и более похож на базу отдыха для местных. Все вполне цивильно, на этой базе несколько раз в году тайская полиция проводит свои семинары-конференции. При этом, по английски говорил лишь один сотрудник из персонала. Большую часть времени мы жили в отеле вообще одни. Сотрудникам было скучно и по вечерам нас развлекали, как умели, конкурсами, состязаниями и музыкальной программой. Для этого приглашали местное население. Всё очень радушно, по-деревенски и с категорическим отказом от оплаты за что-либо, включая праздничный ужин, который нам устроили в вечер перед отъездом.
Короче, мы опять были диковинкой, к которой местные относились очень позитивно.
Про машину.Взяли в аренду машину. Что-то вроде тойоты короллы. Брали в конторе AVIS с нормальным страхованием. Не самый бюджетный вариант, но очень не хотелось попадать на разборки с местными, более дешевыми конторами, в случае ДТП. Судя по отзывам в интернете – полиция в случае ДТП всегда занимает сторону местных, и туристы по-умолчанию виновная сторона. Движение достаточно плотное, левостороннее, но при этом водители и мотоциклисты ведут себя достаточно предсказуемо. Брали машину с АКПП (впрочем AVIS других и не предлагал), что немного облегчило жизнь на дорогах где всё наоборот. Прецендентов не было.
Часть вторая.Дропзона (
DZ), куда я поехал учиться прыгать в вингсьюте, находится между Бангкоком и Патайей.
Для проживания был выбран городок, находящийся ближе всего к DZ, с романичным названием Срирача. Считается студенческим городком. В отличии от Патайи, находящейся недалеко, в нём нет такого наплыва туристов, и всего что их окружает. Чисто тайский городок на берегу моря, опять погружение в среду обитания. Ежедневная программа: я с утра на машине на DZ, семья на пароме на остров Си Чанг, туда, где чистая вода и нормальный пляж.
Обучение прыжкам в винге доставило колоссальное удовольствие. Прыгали со старенького самолёта Pilatus DС-6 1967 г.в. Семь посадочных мест. Полный интернационал во взлётах: от финов и американцев до китайцев и жителей Сингапура. Высоты от 2700 до 4100м, в зависимости от того, что разрешают бангкокские диспетчера, учитывая близость (около 60 км) от международного аэропорта.
Из эпизодов. Опять пришлось отцепиться от основного купола. Похоже, что бестолково. Скорее всего, можно было обойтись и без этого. В итоге, полдня лазил по джунглям в поисках купола. Нашёл.
Чтобы «разбавить» программу в одно раннее утро залезли в Патайе на домик повыше, и мне довелось сделать с него первопрыг под руководством бдительного инструктора.
Также была попытка сделать прыг с довольно известного среди бэйсеров, заброшенного небоскрёба в Бангкоке, но сейчас там всё непросто с площадками приземления – кругом провода, к тому же время было весьма ограничено, поэтому довольствовались осмотром объекта.
После завершения второй части программы прокатную машину сдали.
Билеты на самолёт Бангкок-Краби по акциям нынче стоят около 20 долларов.
Часть третья.Тонсай.Тут всё просто.
Рассвет - «восхождение» - прыжок – работа на скалолазном маршруте – завтрак - пляж – укладка купола – детская скалолазная тренировка – закат - ужин. Для усвоения повторить. )
Общие впечатления от Тонсая. После возведения бетонной стены в трёхстах метрах от пляжа и вытеснения всех мелких кафешек и ресортов за эту зону – народу стало поменьше. Особенно, растаманской его части. Теперь на 300 метров стало сложнее накуриваться и лежать на песочке на берегу моря, втыкая в ночное небо. Ведь за травкой и грибами теперь приходится ходить эти 300 долбанных метров. Короче – убили дух свободы. Застройки в прибрежной зоне пока не начинали. Всё старое демонтировано. Строительный мусор регулярно дочищают. Пока на берегу, который свободно доступен, роща кокосовых пальм. Посмотрим, что будет дальше. Скалолазов тоже стало поменьше. Но ненамного.
В предыдущие посещения, через некоторое время, начинались проблемы с пищеварением. Причём, насколько я понимаю, проблемы носили массовый характер, и ограничения в еде помогали слабо. Так вот, - нынче этих проблем не было. При том, что мы употребляли и пищу не прошедшую термической обработки. Причина, по моей версия, проста. Все кафешки и ресорты сливали большую часть жидких бытовых отходов в землю. Впитывает она там очень неплохо. При нахождении мест слива в непосредственной близости от береговой линии, очевидно, что чище, это прибрежные воды, в которых все купаются, не делало. Сейчас, принцип слива не изменился, но изменилось расположение кафешек – они значительно дальше. На берегу из действующих остался лишь Dream Valley Resort. Вода в бухте чище = ходим в туалет реже.
Так как народу стало поменьше, соответственно и проблем с выбором жилья не было. И возможностей для торга стало побольше, даже в высокий новогодний сезон.
Короче – ТонСай по-прежнему хорошее место, хотя он становится и немного другим, и старый, уходящий ТонСай оставляет в душе тёплые воспоминания.
Из скалолазного. Пять дней работал над маршрутом «Sport&Art». Честная и тяжелая 8а+ по хорошему мунбордовскому нависанию с мощными и широкими динамическими перехватами. Не осилил пару движений. Немного не хватало на одном дино и на одном щипковом перехвате. Был близок, но недостаточно готов. Понял, что не успею. Переключился на простую 8а «Just Call Me Helmet». Вылез на третий день, хотя должен был на первый. Ключевая связка проще нашего Мидл Вэя. Рослым задача немного упрощается. Я бы думал, что категория завышена. Возможно, что категория маршрута ниже, - так написано в моём гайде 2009 года. Впрочем, так же написано и в гайде 2013 года, и несмотря на это, маршрут не раздевают. Лазали вместе с Кириллом Кожуховым (основателем компании
«Kiriko» http://kiriko.ru/). Он пониже, ему трасса давалась сложнее. По его оценкам - сложность вполне соответствует большинству испанских родеяро-маргалефских восьмёрок. Учитывая его опыт (более 30 маршрутов 8а – 8б кт.тр.), тоже надо прислушаться.
Уровень онсайта на выезде повысить не удалось.
Обратно в Бангкок добирались на автобусе. Комфорт приемлемый. Время в дороге около 14 часов. Стоимость 600 бат на человека. Нам так было существенно проще по логистике.