Про заправки и стоимость топлива.
В январе 2012 по трассе Новосибирск-Барнаул наиболее дешевый бензин был на заправках Газпромнефти. Сразу за Барнаулом ценники поднимаются на 1-2 рубля за литр. Наиболее дорогой бензин в Горно-Алтайске. Километрах в 30 за городом стоимость нормализуется. Дальше по Чуйскому тракту есть два бензиновых "оазиса" фирмы Роснефть – за новым мостом через Катунь (перед п.Усть-Сема) и в д.Шебалино. в последнем мы заправляли полный бак и забивали две канистры по 20л, потому что за Семинским перевалом ценники поднимаются до 26-28 р за литр. Последняя заправка находится в районном центре Улаган.
Как попасть в долину реки Чулышмана?Едем по схеме
в описании водопадов реки Шинок из г.Новосибирск до г. Бийска (430 км)
Весь Чуйский тракт асфальтирован и скорость ограничена лишь дорожными знаками, ну, и горными серпантинами на Алтае.
Проезжаем город насквозь – перед выездом есть супермаркет Мария-ра в которм мы традиционно закупаем продукты. В Горном Алтае в поселках магазинчики, конечно есть, но выбор победнее и свежесть продуктов не всегда на высоте.
Едем дальше по указателям на Горно-Алтайск или Онгудай и Ташанту. Г.Бийск – г.Горно-Алтайск 90 км. Не въезжая в Горно-Алтайск проезжаем через п.Майма и едем дальше. По-уму - есть смысл зарегистрироваться в горно-алтайском поисково-спасательном отряде. Адрес: г.Горно-Алтайск, ул. Алтайская, 26/1, тел. (38822)-31797, 29141. Операция бесплатная и обязывает вас лишь снять контрольный срок на выезде. Можно по телефону. Лед штука коварная, предосторожность не помешает.
Едем по указателям на Онгудай, Ташанту или Кош-Агач. От Горно-Алтайска до моста через Катунь перед п.Усть-Сема около 60 км. Дальше 60 км до п.Шебалино. Въезжаем на автомобильный перевал Семинский. Перевал (монг. себи — крепость) находится на 583-м километре автодороги М-52. Высота перевала — 1717 м. Дорога проходит в седловине между двумя горами — Сарлыком и Вершиной Тияхты.
п.Шебалино-пер.Семинский-п.Онгудай-пер.Чикетаман-п.Иня-п.Акташ –300 км. Скорость передвижения обычно изрядно падает из-за перевалов, горных серпантинов и алтайской схеме установки дорожных знаков. Последнее выражается в изобилии знаков в населенных пунктах и в малочисленности на трассе, поэтому ничего удивительного в необозначенном резком повороте дороги после подъема – нет. По Горному Алтаю хорошо ехать днем – и безопаснее и полюбоваться можно красотами зимней реки Катунь, замерзших речушек в районе Чике-Тамана и прочих природных прелестей.
Перевал Чике-Таман расположен на 659 км Чуйского тракта, после пос.Онгудай. Высота перевала - 1295 м. Однако из-за своей крутизны он кажется значительно более высоким, чем Семинский пер. Чике-Таман переводится с алтайского языка как "плоская подошва".
Что касается времени передвижения: в январе 2012 мы выехали на Suzuki Escudo из Новосибирска в 15:00 и приехали в пос.Акташ около 2 часов ночи, то есть примерно 11 часов в пути. Здесь задерживаться не стали и сразу же свернули в поселке по указателям налево в сторону Улагана. Дорога, то асфальтированная, то хорошая гравийная, но очень извилистая и с крутым набором высоты – поднимаемся на Улаганский перевал. Высота перевала Улаганский - 2080 м. Перевал расположен в 29 км от села Акташ. Опять же приятнее ехать в светлое время суток. Вокруг заснеженные вершины, сопки с тайгой, вдоль дороги большие горные озера.
Дорога от Акташа до Улагана по расстоянию около 60 км и занимает 1-1,5 часа. Мы подъехали к Улагану примерно в 4 утра и поспали прямо в машине до 8 часов. К этому времени рассвело, мы перестали засыпать за рулем и поехали дальше через Улаган в сторону п.Балыктыюль – 12 км.
Здесь дорога окончательно прощается с асфальтом, а мы с сотовой связью, но гравийка очень приличного качества – зимой ездят любые легковушки. Однако, бывают наледи, поэтому нам настоятельно рекомендовали проезжать этот участок по-свету. В Балыктыюле нужно свернуть по указателю на п.Балыкча. До пер.Кату-Ярык остается около 40 км. Дорога пересекает р.Башкаус и удаляется от реки. За горкой после деревни попадаете во всхолмленную долину Пазырык. Вдоль дороги попадаются указатели и километровые столбы – едем в сторону пос.Балыкча.
Пазырык - справа от дороги вдаль уходит цепочка из 6-ти разрытых курганов - самый большой и самый дальний - находится примерно в километре от дороги и хорошо виден. Это скифские погребения, раскопанные в 30-х годах прошлого века.
Дорога постепенно уходит от реки Улаган на лесной перевал. Высшая точка находится на высоте около 1700 м. Далее высота потихоньку теряется и через несколько километров проехав мимо красивого горного озера, внизу открывается, а правильнее сказать обрывается долина реки Чулышман – вы приехали к перевал Кату-Ярык. Он расположен на спуске с Улаганского нагорья в долину реки. Расстояние от села Акташ 107 км. Пишут, что еще в 2010 году добраться от Улагана в Чулышман можно было лишь на автомобилях с повышенной проходимостью. Дорога и перевал были в плохом состоянии.
В 1932 году по реке проходила граница с народной Республикой Танну-Тува. Здесь была конная тропа, пограничные заставы СССР и телеграфная линия. Сейчас по правому берегу реки граница Алтайского государственного биосферного заповедника и Чулышманское нагорье, по левому берегу автомобильная дорога, а электричества, телеграфа и сотовой связи в долине нет до самого пос.Балыкча. Остались лишь редкие столбы установки начала позапрошлого века.
Но не все так плохо, как кажется – по федеральной программе потихоньку ремонтируется (прокладывается по-новой) дорога. Например, на перевале Кату-Ярык начаты работы по изготовлению более "мягкого" серпантина. Отрыто примерно 500 м и работы приостановлены.
Нас в 2012 г. вполне устроил существующий вариант в зимнем исполнении – дорога гравийная, без рытвин и больших камней на ней. Разойтись нормально две машины могут лишь на поворотах. Летом перевал проблематичен после дождя. Зимой при нас не смогли заехать на перевал лишь переднеприводные Жигули. Все полноприводные модели автомобилей российского и зарубежного производства поднимаются спокойно. Заднеприводные тоже выезжают, но тут уже зависит от мощности автомобиля и опыта водителя. Перевал представляет из себя спуск около 3,5 км по серпантину на левом борту реки Чулышман. Судя по альтиметра перепад от начала серпантина составляет не 800 м, как заявлено на табличке, а 600, что тоже не мало. Рассказывают, что перевал труднопроходим летом в период таяния снегов и после дождя. Тогда многие машины затаскивают ГАЗ-66 с турбазы под перевалом. Владельцам автомобилей настоятельно рекомендуется перед поездкой прокачать тормозную систему – под перевалом валяются Нива и УАЗик, у которых отказали тормоза. Зрелище душераздирающее.
Передвижение по дороге вдоль Чулышмана осуществляется на крайне низких скоростях. Связано это с "гребенкой" (поперечной волной) на гравийке. Может, быть иногда ее и грейдеруют, но она была в виде "стиральной доски" и в марте 2011 и в январе 2012…
Где жить в долине?Жить можно на базах отдыха. Первая находится сразу же под спуском - база Кату-Ярык. Есть баня (500 р/час), генератор и свет по вечерам, один отапливаемый печкой домик на 5-6 человек. Стоимость проживания 350-400 р с человека. Бронировать лучше заранее по телефону: Салават 9136924273, (383)291-85-43 и 913-719-38-86 Елена.
Километра полтора ниже по течению расположена турбаза Эзен. Территория побольше, домиков с отоплением парочка, тоже есть баня, генератор, свет. Электричества едва хватает на освещение и зарядку аккумуляторов – чайники и фены, естественно, генератор уже не тянет. Обстановка получше, но и ценник 500 р. с человека. Договариваться о скидках очень тяжело, но попытка не пытка? Телефоны: Танзаев Юрий 9136957754.
Ниже Эзена километров на 13 есть между дорогой и Чулышманом новая турбаза Уту-Кая. Пара домов и баня. Информации по ней нет, но от нее намного ближе до нижней группы водопадов по течению Чулышмана.
Есть база отдыха в устье Чульчи – 30 км от первала Кату-Ярык.
Звонить и бронировать лучше заранее. Хозяинов (менеджеров) у каждой базы несколько. Вероятность, что кто-то будет не в долине и на связи очень велика.
О погоде.Все рассказывают, что в районе Чулышмана климат намного мягче, чем во многих других местах Горного Алтая. Большое количество снега действительно выпадет редко и температура редко опускается ниже -20. Снегоступы нам не пригодились совершенно, ведь снега и так почти не было и редко где на северном склоне снежный покров был толще 2-3 см.
Названия.Водопадов в долине Чулышмана невероятно много. С названиями все непросто. Местные жители выдают противоречивые сведения. То, что удалось добыть, взято из топографической карты, форумов автомобилистов, показаний местных алтайцев и материала Валеры Шумилова на mountain.ru. Собственно, интерес к долине Чулышмана возник именно после публикации много лет назад его статьи в интернете.
Кстати, кроме похождений в долине Чулышмана горно-алтайских альпинистов во главе с Валерой Шумиловым, также есть информация о прохождении водопадов в 2001-м году Вадимом Алексеевым (vadik350@mail.ru,
http://vadimextrem.ru)Рекомендации: - В начале января лед может быть в полном объеме не на всех водопадах. В конце марта уже есть опасность падения тающего льда. Наверное, лучшее время с конца января по вторую половину февраля.
- Быть готовыми к ночлегу в палатках.
- Чтобы полноценно использовать потенциал района есть смысл брать не только ледовое снаряжение, но и френды, ск.якоря и пр. снаряжение для организации точек страховки на скальном рельефе.
- В долине около дороги есть множество мест с хорошими большими камнями для болдеринга. Это, конечно, развлечение либо для теплой весны, либо вообще для лета. Также много участков с вертикальными и даже нависающими скалами от 25 до 60 метров. Все нечищеные и необорудованные точками страховки. Принципиально есть скальные бастионы с перепадом высот до 700 метров интересные альпинистам, но уступами. В общем, можно активно изучать и осваивать район.
Большой Чульчинский водопад (водоскат Учар) образовался предположительно менее двухсот лет назад в результате грандиозного обвала, вызванного очередным алтайским землетрясением. Находится на правом притоке Чулышмана реке Чульча в 30 км от пер.Кату-Ярык (на авто) и в 12 км от устья Чульчи (пешком). Общая высота падения 160 м. Река Чульча берет начало из озера Итыкуль, распложенного в Шапшальском хребте, на высоте 1600 м над уровнем моря « впадает в Чулышман в 70 км до его устья.
Заявлено, что посещение водоската запрещено без гидов-проводников и к тому же платное. Летом туда активно ходят туристы. Мы до него не добрались, однако, по фотографиям в интернете создалось ощущение, что на самом каскаде в ледолазном плане делать нечего. Однако, на бортах Чульчи есть несколько замерзших каскадов на одноименных речках – Каюккатуярыкский (60-100 м), Нижний Сундрук (ок.45 м).
Водопады.1)
Первые два параллельные водопада видно сразу напротив перевала на правой стороне Чулышмана. Судя по карте, они расположены на реке Карасу. Тот, что слева (орогр.) и начинается с крутой вертикальной ледовой части, называется
Кату-Ярык.
Мы переходили речку прямо напротив турбазы Кату-Ярык по льду. Друзья писали о наличии троса над рекой. На самом деле, это оказался не трос для переправы, а проволка с закрепленным на нем шланге – летом идет забор воды с водопада на территорию турбазы. Если льда на реке нет, то можно спуститься на машине на три километра ниже по течению Чулышмана и перейти речку по подвесному мосту. Дальше пешком.
Подход к водопаду идет вдоль русла Карасу по камням и не представляет какой-то проблемы. Метров через 300 упираешься в ледовую стенку высотой метров 80 и шириной около 30 метров. Из них 50-60 метров вертикальные. К верху лед сужается до ширины 12-15 м и несколько выполаживается. Выше замерзшая река ныряет в узкий каньон, в котором есть еще несколько небольших каскадиков. Путь выхода из каньона направо (орогр.) и спуска по склону горы лучше просмотреть с перевала Кату-Ярык при заезде в ущелье. Прогулка обещает занять весь день и позволит набрать до 700-800 метров перепада от точки старта. У нас этот ледопад был первым, и времени было лишь полдня. Поэтому мы пролезли первую вертикальную часть и спустились на самовыкруте.
Водопад был пройден неоднократно.
2)
Второй ледопад находится на этой же стороне несколько
выше по течению Чулышмана – метров 500. Суммарный перепад каскадов около 600 метров, однако. есть большое "но"… Лед наливается от года к году. В марте 2011 льда было много в верхней части и что-то наросло в нижней. В середине торчали скалы. В январе 2012 лед был фактически только в верхней части – метров 100 по протяженности. Намерзло очень мало – несколько некрутых каскадов. Вся средняя часть скальная. Состояние скал неоднозначное – кое-где вылизано водой до зеркального состояния, а кое-где разрушено водой до безобразия. Низ водопада уходит в узкий вертикальный кулуар. В нем в этом году намерзло некоторое количество льда, но состояние и объем нам совершенно не понравились. Теоретически к средней части склона можно попробовать подняться по осыпным полкам, чтобы пролезть каскадный верх, но при таком изобилии ледопадов ниже по течению, это мероприятие для любителей физкультуры.
Данных о прохождении нет.
3)
Третий водопад называется
Куркуре (в переводе Шумный). Находится на правом (орогр.) берегу Чулышмана на одноименной реке Куркуре. Высота около 45 метров. Из-за недопонимания местных жителей, мы приняли за Куркуре второй из водопадов напротив пер.Кату-Ярык и не дошли до настоящего Куркуре. По описанию из интернета подход занимает от турбазы Кату-Ярык порядка трех километров по тропе вдоль Чулышмана.
Есть предположение, основанное на изучении топографической карты, что выше водопада в каньоне реки Куркуре есть еще участки интересные для ледолазов.
Водопад скорее всего, пройден Алексеевым Вадимом.
4)
Водопад Бажа-Кая на реке Карасу. Но не на той Карасу, что напротив перевала Кату-Ярык на правом берегу Чулышмана, а на той р.Карасу, что течет с Улаганского плато на левом берегу Чулышмана. Фактически этот водопад начинается слева от перевала Кату-Ярык примерно с такой же высоты.
Как к нему попасть? Есть два варианта. Первый спортивный, но долгий. Стоя лицом к трубазе Эзен оборачиваемся и видим высоко наверху массивное оледенение. Берем снаряжение и движемся по тропе вверх по распадку Карасу. Через 300-400 метров от дороги конная тропа уходит налево по-ходу на перевал. Впереди вид на водопад перекрывает скальный останец-пичок. Все обычно поднимаются по сыпухе справа (по-ходу). Это проще при подъеме на первый взлет, но дальше упираешься в крутой склон с лесом либо пойму с буреломом. Правильнее изначально подниматься по склону слева. У нас подход занял 1,5 часа и, не смотря, на температуру в -15 мы изрядно разогрелись. Набор высоты при подходе метров 300-350.
Второй вариант более технологичный и менее физически затратный. Заезжаете на пер. Кату-Ярык на машине, проезжаете табличку с названием перевала и метров через 500 сворачиваете по слабонакатанной грунтовке направо в сторону распадка Карасу. Метров через 500-600 дорога упирается в действующее зимовье. Здороваемся с местными жителями и оставляем машину. Идем по натоптанной тропинке вниз и вправо по склону метров 250. Здесь замерзшая речка разливается между кустами и деревьями. Экипируемся и находим приемлемое дерево для спуска. Если группа уверенно стоит на кошках, можно скатиться на 50-60 метров, сдернуть веревку и аккуратно прогуляться по мелким каскадикам в связках орографически налево до деревьев над очередным обрывом. Дюльфер вниз на 50 метров и, собственно, дальше спускаться особого смысла нет, потому что идет пологий участок метров 30 и метров 70 каскадных лбов по 3-5 метров относительной вертикали.
Если времени в этот день заложено много, то можно спуститься до низа ледопада и прогуляться на второй каскад орогр. налево. Пройдя его, сдюльферять по елкам и на самовыкрутах в точку старта, а затем подняться по основному ледопаду к машине.
По участкам снизу вверх:
Нижняя часть водопада, около 150 метров, средняя крутизна 45 -50 градусов, далее широкая стенка высотой 25-30 метров, 90 градусов. Можно обойти слева и справа – легче, короче и градусы поменьше. В зависимости от изобилия льда, могут быть открыты участки скал с ледовыми карнизиками – возможно микстовое лазание или навеска верхней страховки для драйтулинга. Далее наклонная полка около 25м, 50 гр. и две стенки по 15 и 20 м, 85-90 гр. Выход на склон справа и по тропе вверх до коша и по тропе влево по склону в сторону перевала. От перевала влево по новой дороге и далее по старой конной тропе спуск почти к Эзену. Перепад от поймы Чулышмана до верхней точки подъема около 650 м.
Каскад пройден неоднократно.
5)
Водопад Дол-Озы.
Едем 4 км от базы Кату-Ярык вниз и вдоль р.Чулышман. Встречаем подвесной мост через Чулышман и дальше идем пешком.
Этот каскад начинается в нижней части с водопада Дол-Оозы. При этом, судя по карте, река с водопадами называется Кату-Ярык. Каскад хорошо просматривается с автомобильного перевала.
От подвесного моста идем пешком примерно 2,5 км вниз по течению Чулышмана и вправо. Водопад постоянно в прямой видимости. В нижней части вертикальная часть около 45 метров, далее пологий длинный ледник, затем вертикаль метров 20, пологий участок и вертикаль метров 25-30. Есть лед в боковых кулуарах. Прогулка дальняя – мероприятие на весь день. Спуск по сухому склону пешком. Главный плюс в зимнее время в том, что там бывает солнце. На остальные водопады в январе оно практически не светит. Но в этом же и опасность всех ледопадов правой стороны Чулышмана – ближе к марту лед начинает активно таять на солнце и велика вероятность его обрушения.
Сведений о прохождении нет.
6)
Водопады распадка верхнего Кулузуна. Именно к этой реке я сделал привязку при ориентировании.
Едем примерно 13 км от базы Кату-Ярык вдоль р.Чулышман. Справа на отвесных скальных стенках открывается "цирк" с серией замерзших водопадов. Все они начинаются не ниже 200-250 метров от поймы Чулышмана. Для подхода придется подняться по 45-50 градусному осыпному склону. Есть парочка широких (до 50 м), но не высоких (20-25 м) ледовых "занавесок", заканчивающиеся ледяным подтеком интересным в плане микстового лазания. Наибольший интерес сразу вызывает длинный ледовый каскад, зажатый в светлорыжих скалах. С дороги отчетливо видно три вертикальные ступени по 30 м, 90 м и 60 м. На этом приключения ледолазов на заканчиваются, внутри за поворотом каньона их ждет, как минимум еще один вертикальный взлет около 50 м. Сведений о прохождении этого каскада нет. Предположительно, спуск возможен после выхода н лесное плато, слева (орогр.) по крутому осыпному кулуару. Но лучше быть морально готовым к множественным дюльферам по льду.
7)
Водопад нижний Кулузун. Название взято из материала Шумилова В.
Едем примерно 15 км от базы Кату-Ярык вниз и вдоль р.Чулышман. Водопад справа. Очень характерный. Отлично виден с дороги и расположен от нее невдалеке по высоте и расстоянию. Местные жители, описывая водопад, называли его "стометровым". Перепад от места срыва воды и правда не меньше 100 м. Чулышман переходим по льду.
Начало около 70-80 градусов – примерно 12 метров (WI 5)лед тонкий натечный, буры идут редко. Дальше 25 метров, 50-60 гр. (WI 3)ледовые грибы с хорошим креплением к скале - забуриться мало где можно, но и лезть нормально. Потом метров 12 вертикальный участок очень ажурной сосульки (WI 6. Забурился внизу и на выходе - иначе не получилось. этот участок лез долго - лазание очень аккуратное.
Дальше метров 20 по грибам с тонкими ножками - лезть просто, но опасно своей возможностью отломить шляпку и сорваться, страховаться практически негде. Градусов 60-65 (WI 4). Здесь есть карниз с хорошим льдом под ним. Сделал там станцию и принял напарника. Дальше опять эти грибы метров 18-20 и переход на перегиб по очень ажурной сосульке 12-15 метров (WI 6).
Выше первой станции не полезли - оделись слабо – замерзли и выход из каньона на склоны был непонятен. Поэтому напрягала перспектива застревания веревки на грибах во время продергивания. Решили не рисковать.
Позднее по фотографиям поняли, что в наше посещение на этом водопаде льда было процентов 60 от обычного объема. В нормальном состоянии он представляет из себя практически вертикальную монолитную ледовую стенку. При изобретательности, можно делать станции в кавернах и под карнизами, чтобы прикрыть напарника от летящего из-под первого льда.
По описанию прошедшего его Валеры Шумилова (г.Горно-Алтайск), после первого стометрового участка водопад уходит в крутой каньон, где есть еще несколько стенок по 20 - 40 метров. Выход из каньона на правый орографический склон и спуск вниз по осыпному склону не представляют труда.
8)
Водопад Уту-Кая.Примерно 16 км от Кату-Ярыка. На одноименной реке на левом борту Чулышмана, недалеко от автодороги. Каскад из пары ступеней по 40-20 м, 45-70 гр. и до 80 гр. Есть информация о прохождении в 2011г связкой Новосельцев Александр и Долгих Саша (г.Томск).
9)
Каскад на реке Саратун.
12-й км по левому берегу Чулышмана. Виден с автодороги. Около 150 м, 45-60 гр.
Сведений о прохождении нет.
10)Между распадком реки Кату-Ярык (вод.Дол-Озы) и Кулузуном по правому борту есть неопознанный распадок (небольшое ущелье) в котором с дороги просматривались пологие каскады замерзшего льда (150-200 метров до 45-50 гр. И взлобки до 15 м, 90 гр.)
Сведений о прохождении нет.
11)
Водопад в районе поселка Коо.
Примерно 40 км от Кату-Ярыка вниз по Чулышману. Водопад виден с дороги с левой стороны. Расположен, скорее всего на правом борту реки Коо недалеко от устья. Представляет из себя каскад с резким набором высоты из 3-4 стенок по 80-90 гр. По 20-40 метров и серии пологих полок.
Сведений о прохождении нет.
==========
Авторы фотографий Темерев Иван, Лушников Алексей, Абилдаев Роман, Расковалов Дмитрий, Долгих Александра, Новосельцев Александр, Алексеев Вадим.
Ни одно названии фирмы, базы отдыха или торговой марки не упомянуто в рекламных целях. Просто рассказал все, как есть.